Главная >

МАЛЫШ И ГАДЖЕТ. «РАЗВИВАЮЩИЕ» ИГРЫ МОГУТ НАВРЕДИТЬ РЕБЁНКУ И ДОБАВИТЬ ПРОБЛЕМ ЕГО РОДИТЕЛЯМ.

Компьютерный мир захватил и школьников, и дошкольников. Стоит ли говорить ему безоговорочное «нет»? Как отличить вредную программу от образовательного приложения? Можно ли с пользой сыграть на интересе малышей к новым технологиям?

IT и беби.

У сегодняшних детей даже бабушки и дедушки разбираются в компьютере. А молодые родители и сами выросли параллельно с IT-бумом: у всех есть аккаунты в соцсетях, парочка мессенджеров, несколько электронных ящиков, а место под их ЖК-телевизором занимают не DVD-плееры, а продвинутые игровые приставки.

Но и самые опытные «юзеры» могут растеряться, если на «ящик» упадет очередная реклама образовательной игрушки для 3-5-летнего малыша. На картинке — счастливый парнишка, а рядом разработчики уверенно пишут — «Научит ребенка считать и читать», «Готовит к получению отличных оценок в школе», «Рекомендовано министерством образования!». Эксперты советуют: прежде чем верить рассылке и покупать программу, нужно «включить голову» и разобраться, не прибавит ли она проблем.

— Федеральное министерство образования и науки экспертизу электронных приложений для детей не проводит и подобных рекомендаций не дает, — пояснила «РГ» директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец. — Однако это не значит, что родитель с «детским» it-бизнесом остается один на один. В России более 10 лет действует межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Это объединение независимых специалистов в области игровой, учебно-методической и электронной детской продукции, психологов, методистов, педагогов… Профессиональную оценку подобным программам они дают по запросу родителей, педагогов.

Как проходит экспертиза? Есть четкий регламент. Игру или приложение рассматривают как минимум два специалиста. Свое заключение они представляют экспертному совету, а тот уже принимает окончательное решение. Главные критерии: электронная игра или приложение не могут угрожать здоровью, психике и нормальному развитию ребенка, они должны соответствовать указанному в описании возрасту, целям развития, образования, иметь приятный дизайн и не содержать ошибок.

Что в планшете?

— Несколько лет назад к нам обратился совет заведующих детскими садами города Москвы. Им бесплатно предложили установить развивающую программу для детей. Когда эксперты ее открыли, они были в ужасе, — рассказала директор этой общественной организации Ирина Казунина. — Задания были распределены неадекватно: с первым вопросом мог бы справиться только 10-летний ребенок, второй скорее подходил для дошкольников, а третий вообще содержал фактические ошибки: Европу и Азию разработчики назвали континентами. И я уже не говорю про то, что картинки в игре были обрамлены устрашающими черными рамками, а мультяшные персонажи вели себя агрессивно.

С подобной халтурой эксперты сталкиваются постоянно: разработать программу, выпустить ее на рынок и назвать «развивающей» — проще простого. С этим справится и парочка студентов-программистов. А привлечь нерадивых разработчиков к ответу сложно. К примеру, они могут жить в другой стране и продавать «развивающие» игры невнимательным родителям через Интернет практически безнаказанно.

Но даже если родитель на яркую рекламу новой игрушки не «клюнет», малыш-трехлетка сегодня может и сам установить на планшет любое приложение: «стрелялки», онлайн-кинотеатр с мультиками, обучающие программы. Топ-рейтинг популярных развивающих мобильных приложений выглядит так. На первом месте — загадки на знание букв, слов, алфавита. На втором — интерактивные математические задачки в игровой форме, а на третьем — окружающий мир, изучение стран, животных, растений. И далеко не все из них — одинаково полезны.

— Из свежих негативных примеров могу назвать программу для детского планшетника, в которой ребенку предлагается обводить буквы по экрану пальчиком, — рассказывает Ирина Казунина. -Мелкую моторику так не развить.

Игры разума.

С просьбой проверить электронную игру к экспертам зачастую обращаются не только родители, но и сами разработчики. Самые добросовестные сотрудничают с педагогами на всех этапах: от идеи программы до ее внедрения в образовательное учреждение.

— За яркими картинками, увлекательными игровыми примерами и простыми формулировками должна стоять серьезная работа. Сначала методисты создают структуру курса и готовят задания, — объясняет руководитель проекта «Учи.ру» Иван Коломоец. — Потом иллюстраторы и дизайнеры интерфейса работают над их визуализацией. А программисты реализуют задумку технически. При этом нужно постоянно реагировать на замечания, поступающие от учителей, учеников, родителей.

«Учи.ру» — математическая онлайн-платформа для дошколят и начальной школы. За год команда ее разработчиков получила статус резидентов Сколково, а число участников проекта превысило 600 тысяч.

— Сначала на этой платформе занимались первоклашки, а теперь ей пользуются все наши начальные классы, — говорит замдиректора московской школы N1329 Наринэ Исаханян. — Программа подстраивается под ребенка. И если у третьеклассника есть пробелы в знаниях за второй класс, система их определит, а потом выдаст задания, которые помогут эти пробелы восполнить.

В мониторе — интерактивная картинка: кот летит на воздушных шариках, и на каждом — простой пример на вычитание. Задача — лопнуть шарики с ответом «два» и спустить таким образом кота на землю. Но если вдруг щелкнешь на пример, где правильный ответ — «три», программа даст возможность выбрать другой шарик, чтоб спасти питомца.

Общепризнанный факт: новые технологии действительно повышают мотивацию ребенка, дают ему право на ошибку, имеют развитую систему поощрений, ярко и динамично представляют материал. И все-таки развивающие игры — это не учебники: и никаких единых перечней, рекомендованных для школ или детсадов, тут нет.

Так какое приложение выбрать педагогу? Это решать только ему и вместе с руководителем образовательного учреждения. Главное — чтобы программа и результаты обучения соответствовали ФГОСам. Зачастую образовательные игры и программы учителя предлагают как вид дополнительных занятий, а на самих уроках учебники и тетрадки — по-прежнему во главе угла.

Айфон вместо соски.

— Все-таки не стоит забывать, что длительная работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. И речь не только об испорченном зрении и искривлении позвоночника, — считает Татьяна Волосовец. — Подросткам, многими часами просиживающим за играми в Интернете, зачастую необходима социальная, психологическая поддержка, у них большие трудности в общении.

В прошлом году одна из крупнейших российских IT-компаний провела соцопрос среди пяти тысяч родителей: «Когда ваши дети осваивают гаджеты»? Почти половина мам и пап (46%) назвали средний возраст: от года до трех лет. А среди семилеток гаджетами пользуются уже около 70 процентов детей. Между тем детям младше трех лет находиться за экраном врачи вообще не рекомендуют. А с трех до семи лет можно «общаться» с гаджетами не более получаса в день.

— Да, с планшетом легко занять ребенка, — рассуждает молодая мама Екатерина Гурьянова. — Однако на своем горьком опыте убедилась: злоупотреблять гаджетами не стоит.

Планшет Екатерина дала сыну рано, когда ему не было и двух лет. Сначала игрушки казались полезными: Коля выучил все цвета, может их показать на экране: вот «машинка — зеленая», «морковка — оранжевая». Он знает все простые фигуры. Счет, чтение букв — тоже не проблема. А проблема в том, что все это он делает молча: потребность общаться в таком планшетном обучении исключается. В итоге диагноз — задержка в речевом развитии. Пришлось исправлять у психологов, логопедов, неврологов…

— Все игры с планшетом теперь строго контролирую, — говорит Екатерина.

Источник: группа ВК «Чистое детство» https://vk.com/chistoe_detsvo

Другие статьи

Сайт на обслуживании