Самые дорогие на сегодняшний день картины – это голливудские истории, снятые по комиксам Вселенной Marvel и DC Comics. Сюжеты этих фильмов обычно достаточно шаблонные — главный герой в результате какого-то эксперимента или чрезвычайного происшествия приобретает суперспособности, а потом использует их, чтобы победить очередного злодея, желающего уничтожить или захватить мир.
Даже хронометраж всех этих Человеков-пауков, Бэтменов, Суперменов, Мстителей и так далее построен практически идентично: треть фильма уходит на прокачку личных навыков героя или сбор и налаживание деятельности суперкоманды, ещё треть времени – это экшн с постепенным выяснением обстановки и планов противника, и заключительная часть – это беспрерывный калейдоскоп драк, погонь и спецэффектов; финальная битва и торжество справедливости с намёком на продолжение перед заключительными титрами.
И, казалось бы, хорошие поучительные истории, мотивирующие зрителей на то, что надо бороться со злом. Молодцы американцы, так и надо, странно, что у нас в стране не додумались до чего-то подобного. Но не всё так просто. Обратную сторону этого сценария и раскроем в этом обзоре.
Сначала два важных, но всё же второстепенных момента. Во-первых, концепция супергероев, которые получают уникальные способности по мановению волшебной палочки или в силу некой избранности, для большинства молодёжи, являющейся главной целевой аудиторией этих фильмов, служит своеобразным демотиватором к развитию своих способностей: вместо того, чтобы системно заниматься самообразованием и развитием своей личности, такие сюжеты побуждают просто сидеть и ждать, когда, наконец, случится что-то такое, что наделит тебя всем и сразу. Своеобразный аналог истории про «принца на белом коне», только уже для мальчиков. Да и тратить свои силы на изменение окружающего мира человек, воспитанный на подобных мифических персонажах, вряд ли захочет, потому что в его представлении, чтобы бороться со злом, нужна суперброня или, на худой, конец Бэтмобиль.
Второй момент заключается в том, что, судя по таким киноновинкам 2016 года, как Дэдпул и Отряд самоубийц, где в качестве главных героев выступают маргинализированные персонажи, которые по своим нравственным качествам служат очень плохим примером для подражания, нас ждёт активное размытие понятий добра и зла в сюжетах о супергероях. Конечно, сейчас это, скорее, первые ласточки, и пока рано говорить о сформированной тенденции, но конкретно в этих фильмах на стороне добра сражались отъявленные маньяки и отморозки, представленные в благоприятном свете, и официальная пресса, как российская, так и зарубежная, в основном положительно оценила эти сюжеты. Подробнее с анализом идей, продвигаемых в фильмах Дэдпул и Отряд самоубийц, вы можете ознакомиться на сайте.