В 1973 году в США был проведен эксперимент «Психически здоровые на месте сумасшедших», вызвавший бурю негодования в обществе. Под руководством психолога Дэвида Розенхана 8 симулянтов обратились за помощью в психиатрические больницы с жалобами на «голоса». По задумке, сначала они должны были симулировать наличие галлюцинаций, и в последующем, когда доктора поверят – отказаться от своих жалоб. И вот здесь якобы начались странности: персонал больниц отказывался верить в то, что с псевдопациенты чувствуют себя хорошо. Врачи настаивали на прохождении полного курса медикаментозного лечения.
И последующем, уже другая группа экспериментаторов – симулянтов из 12 человек повторила провокацию, обратившись в клиники, как государственной штатовской сети, так и частной. Они также утверждали, что слышат голоса в «голове» и также отказывались от жалоб позже. В результате абсолютно все были госпитализированы и находились под круглосуточным медицинском наблюдением длительное время. Их выписали с ярлыком психически больных.
Что интересно, настоящие больные не раз подходили к симулянтам и говорили им: «Ты не можешь быть чокнутым. Ты, наверное какой-нибудь журналист или профессор, засланный сюда с целью проверки». Этим экспериментом Розенхан стремился доказать несостоятельность психиатрической диагностики и, конечно, вызвал большой резонанс в обществе по этому вопросу, отголоски которого до сих пор звучат, когда психически больные не согласны с тем, что больны.
1973 год для развития психиатрии был очень сложным. Тогда по политическим мотивам гомосексуализм исключили из списка психических заболеваний и перенесен в категорию психосексуальных расстройств. Дальше взгляды специалистов на диагностику гомосексуалов, бисексуалов, тренсгендеров тоже многократно подвергались политической шлифовке, но это отдельный разговор.
Для того, чтобы провернуть немыслимую педерастическую аферу психиатрия многократно подвергалась различным скандальным провокация, одной из которых, предположительно, являлся «эксперимент» Розенхана. С другой стороны, в деградации и свободе нравов, которые захлестнули нашу страну, штаты стали тонуть намного раньше. И возможно, тогда уже здоровых людей от психически больных они отличали с большим трудом.
Знаете, я много думала на эту тему: можно ли подобный эксперимент повторить в России и даст ли он аналогичные результаты? Могут ли опытные специалисты перепутать симулянта и шизофреника? И чем больше я наблюдаю за нравственными тенденциями в обществе, за развитием современных подростков, за их увлечениями, субкультурами…тем отчетливей понимаю, что подобная диагностическая ошибка на определенном этапе будут происходить. Из-за того, что стираются границы между нормой и патологией.
Мы рискуем, что однажды настанет день, когда отличить одно от другого можно будет только путем длительного наблюдения, в динамике. И только по прошествии определенного времени мы сможем говорить о том, что вот здесь есть внутренний патологический процесс, с нарушением психических функций и мышления в том числе, а вот здесь – нет никакой шизофрении, он просто модный.
Обратите внимание, как настойчиво пропагандируются душевные болезни, как романтизируются они. Вычурность, которая является симптомом шизофрении, стала модной. Половая расторможенность уже не удивляет. Неряшливый внешний вид, малоопрятность – результат сознательного выбора. А чрезмерная гордость, самомнение, граничащие с бредом величия расценивается, как характерологическая особенность. Добавьте к этому поголовное увлечение эзотерикой, что тоже характерно для психически больных и часто является стартом заболевания. И мы получим современного подростка, который не отличается от настоящего больного шизофренией, по крайней мере, на первых этапах заболевания.
Увеличению числа больных шизофренией способствует пропаганда наркотических веществ в молодежной среде. В фильмах, со сцены, в социальных сетях настойчиво демонстрируется веселость употребления.
Всем известно, что прием наркотических веществ приводит к состоянию измененного сознания, которое наркоманы называют «приходом», «трипом», «кайфом» и так далее. Кроме того, развиваются психотические симптомы, такие, как бред и галлюцинации. «Мультики» и приход – не что иное, как болезненные переживания шизофренической природы.
На самом деле, шизофрения и наркомания очень близки друг другу. На столько, что медицинская литература советует до вынесения заключительного диагноза проводить тщательную дифференциальную диагностику. При наркомании, вещества поступают извне, связываются с рецепторами нервной системы и человек испытывает определенный спектр ощущений.
При шизофрении, вещества вырабатываются в самом организме. Сумасшествие начинается с интереса ко всему потустороннему, мистическому, с погружения в оккультные науки. То, что эзотерики называют инсайтом, просветлением, переходом на другой уровень сознания – не что иное, как метафизическая или философическая интоксикация. В системе поощрения головного мозга возникает настоящий взрыв, с выбросом большого количества медиаторов радости и счастья.
Данная связь оккультизма и шизофрении обычно вызывает гнев эзотериков и магов всех мастей. И здесь надо понимать, что психиатрия – то, на самом деле, не отрицает потусторонние миры и иные силы. Это не в компетенции врачей. Более того, среди психиатров много людей верующих. А известный всем Бехтерев и вовсе занимался изучением телепатии. Другое дело, что погружение в мистику и оккультизм чревато развитием психических расстройств (именно шизофрении), об этом надо хорошо помнить, не забывать. И максимально рискуют как раз подростки в силу своей незрелости.
Но вернемся к похожести наркомании и шизофрении. Сам термин шизофрения – произошел от слова «схизис», что означает расщепление психических функций. При чем любых: мышления, эмоций, желаний и так далее. Такая же амбивалентность, двойственность характерна для наркомана. Когда одновременно хочет бросить и продолжать употребление. Паралогичные бредовые идеи – тоже схизис, ощущение нереальности проиходящего, ошибочная оценка пропорций тела и так далее.
Начиная с безобидных на первый взгляд проб психоактивных веществ, попадая от них в зависимость, все наркоманы становятся постоянными клиентами в психиатрии. Часть из них будет получать коррекцию эмоциональных нарушений, депрессии, органического расстройства личности и даже деменции. Остальные – будут лечить вторичную шизофрению. Уже сейчас в России довольно много центров, которые предлагают помощь больным с двойными диагнозами. То есть тем, кто начал употреблять наркотики и как следствие – сошел с ума.
Современные звезды российской эстрады, актеры, теле- и радио ведущие являясь примером для юных мозгов вместе с творчеством транслируют свою нравственную деградацию, вредные привычки, свои собственные психические болезни…
Рункова Марина Игоревна. врач-психиатр.