Беседовала Антонина Донцова
Фото: Юлия Мукан, Natureaddict
Сегодня огромное количество людей подключены к всемирной коммуникационной сети Internet. Перед экранами гаджетов оказываются дети раннего возраста, без смартфонов не могут обходиться подростки, а родители зачастую занимают позицию наблюдателей. Мы не видим или не хотим видеть, как наши дети оказываются участниками различных групп в социальных сетях, которые направлены на уничтожение его личности. А когда понимаем, что с ребенком происходят странные изменения, – оказывается, уже поздно. Неужели наш авторитет против авторитета интернет-индустрии бессилен?
Информационную безопасность подрастающего поколения мы обсудили с кандидатом социологических наук, уважаемым в профессиональной среде юристом, активным общественным деятелем, отцом троих детей, Антоном Лукашем.
– Антон Иванович, что вы вкладываете в понятие «информационная безопасность»?
– Мы живем в информационном обществе, и доступ абсолютно всех людей к информации осуществляется в один-два клика. Информационную безопасность надо понимать с трех ключевых позиций. Первый аспект – это сведения о реальности, так как информация формирует нашу картину мира. Во-вторых, информация представляет основу и средство для общения, через информацию человек оказывается причастен к той или иной социальной группе. Третий аспект заключается в том, что информация – это сведения о реальности, которые формируют наши ценности. Ценности – это то, что для нас дорого и значимо, что определяет наш выбор. Ценности формируют убеждения или социально-психологические установки, определяют поведение человека. Если человек получает информацию об окружающей среде непосредственно, он имеет возможность ее проверить. Это ключевой момент. Если он получает ее опосредованно, то проверка становится порой невозможна, в этом и заключается корень проблемы.
Если взять наш возраст, наше детство проходило в определенной защищенной социальной среде: мы бегали по улицам, гуляли во дворах, в спортивных и пионерских лагерях, в открытой природе общались с реальностью и друг с другом, играли в игры, имели возможность получить личный опыт. Но среда была в целом безопасной. И поэтому родители спокойно нас отпускали гулять в то время, когда не было сотовых телефонов. Ушел в воскресенье в восемь утра и пришел в восемь вечера, и никого это не беспокоит. Раньше не было опасных форматов для ребенка: опасных социальных групп, психотропных веществ, не было такого количества автомобилей. Мы контактировали сообществами не более чем 10-12 человек. В 90-е годы наше общество прошло серьезную трансформацию, передряги, сформировались маргинальные слои, возникло социальное дно – определенные люди с определенными взглядами, базирующимися на пороках и насилии. В 2000-е годы появился Интернет и другая информационная среда.
– Которая и представляет опасность для наших детей?
– Сегодня современные родители не выпускают детей гулять в том формате, в каком гуляли мы. Среднестатистический маршрут: школа – секция – дом. Современный ребенок получает ровно в десять раз меньше практической информации, личного опыта взаимодействия с окружающей средой. Говоря научным языком, дети жестко привязаны к определенным социальным группам в офлайн-реальности, при этом они абсолютно не ограничены в общении и получении опыта опосредованно. Сформировалась, на мой взгляд, опасная тенденция – информационный разрыв в поколениях, когда родители не владеют информацией и не подозревают об опасностях, в которые ребенок погружен с головой. В первую очередь, это паблики, социальные группы и сайты, на которых распространяется совершенно отвратительный контент, растлевающий ребенка. Этот контент является анонимным, он не является экстремистским и может не нести в себе призыва к самоубийству. Необходимо понимать: работает целая индустрия на то, чтобы появились определенные «мемы», у которых широчайший охват аудитории. Отсюда возникает «феномен аморалов»: старшеклассники, не готовые воспринимать вопросы о родине и семье, о чести и совести. Они начинают спорить и смеяться.
Если родитель не сможет воспитать своего ребенка, отдаст этот процесс информационной среде, то завтра уже не будет.Антон Лукаш
– То есть смартфон стал более авторитетным, чем родитель? Почему?
– Потому что смартфон имеет очень сильный сигнал – яркий экран и, если включены наушники, – очень насыщенный звук. Особенность нашего времени состоит в том, что выросло целое поколение с кнопкой на пальце. Надо понимать, что плотность информационного сигнала Интернета превышает плотность информационного сигнала из реальности, в том числе, поступающего от родителей. Тут работает принцип: какой информационный сигнал сильнее, тот и глушит все остальные, концентрированно поглощая внимание. Получается, что ребенок постоянно находится в мире, который противоречит реальности и может его растлевать нравственно, формируя его ценности. Потому что ценным является не то, что хорошо или плохо, а то, что привычно.
– Как заметить, что ребенок сидит на запрещенных сайтах?
– Когда человек смотрит определенную информацию, у него формируется определенная модель восприятия. Если ребенок листает ленту с очередностью в несколько секунд, вероятно, он смотрит «мемы», то есть картинки с текстом. Во-вторых, если он смотрит ролики на YouTube, то необходимо интересоваться тем, что он смотрит. Сегодня нередко дети из любопытства приучаются к некрокультуре, погружаясь в другой мир. Для ребенка насилие становится нормой, ведь он не бегает и не прыгает, не знает, что такое вывих руки и порез коленки. Таким образом, признаки следующие: первое – это «залипание на экран», второе – быстрое листание пальцем, третье – надо быть предельно внимательным к ярким красочным мультикам и видео, их нужно просматривать вместе с ребенком.
Антон Иванович Лукаш. Кандидат социологических наук, руководитель Управления по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», заместитель председателя Общественной палаты города Волгограда, член многочисленных экспертных советов. Ведет активную педагогическую деятельность. Организатор образовательных семинаров для родителей на тему информационной безопасности.
– Я для своих детей ограничиваю и контент, и время пребывания в интернет-сети. Хотя это не работает. В школе, например, не существует никаких ограничений: они смотрят все подряд.
– Для понимания важнейших процессов, происходящих с ребенком, необходимо знать особенности современного мира. Одна из них заключается в двух очень значимых аспектах: во-первых, современная экономика – это экономика впечатлений, весь маркетинг построен на принципах импринтирования, то есть впечатывания в мозг определенных моделей. Экономика впечатлений приводит к тому, что для ребенка информация становится главной ценностью, и если вы его ограничиваете в информации, то становитесь врагом. Любые формы ограничения могут работать в пользу только в сочетании с постоянным общением с ребенком. Опасно прямое ограничение, потому как человек всегда переживает, когда утрачено или не получено что-то значимое. Оба фактора в отношении ребенка работают. Если вы ограничиваете пользование интернетом, например, разрешаете им пользоваться не более десяти минут или получаса, то формируете фрустрацию, которая вызывает подавленное состояние.
Помимо этого формируется зависимость от того, у кого находится носитель информации. Авторитетом становится не родитель, который является носителем запрета, а мальчик или девочка в школе, дающие посмотреть «мемы» или видеоролики. Если совсем запрещать, то срабатывает принцип «запретный плод сладок» – ребенок будет точно знать, что нечто восхитительное существует, и «слетит с катушек», когда получит доступ к этому. Здесь работает принцип совместной деятельности: нужно смотреть с ребенком, постоянно комментируя и развивая у него критическое восприятие. У детей сейчас повышенный болевой порог в отношении чужих переживаний и пониженный порог к своим переживаниям. Ребенок лишен эмпатии, так как находится в комфортном мире, он не знает личных переживаний и не умеет сопереживать. Отсюда вытекает второе следствие: родитель должен быть с ребенком в определенные периоды жизни и находиться с ним в активной реальной среде. Только тогда у детей формируется совместный личный опыт.
Это серьезная работа, которая эффективна только тогда, когда родитель делает это с душой и любовью. Ведь ребенок готов слышать родителя, а родитель молчит или говорит шаблонные фразы, которые детям совершенно непонятны. С другой стороны, интернет-среду уничтожить невозможно и не нужно, потому что это полезная среда, которая содержит грандиозный инструмент для саморазвития, позволяет создавать сети общения и быть могущественным, успешным и профессиональным человеком. Если родители правильно умеют пользоваться Интернетом и знают полезные сайты, если берут на себя смелость отдавать ребенку часть личного времени, тогда можно избежать негативных последствий. Если родитель не сможет воспитать своего ребенка, отдаст этот процесс информационной среде, то завтра уже не будет.
Тут два выхода: либо мы являемся активными участниками этой борьбы и отстаиваем свою независимость, либо превращаемся в объект манипуляции.Антон Лукаш
– Какие последствия могут быть у того контента, который размещается в социальных сетях и на YouTube?
– Чтобы разбудить внимание родителей, их активность, надо вспомнить известного сказочного героя – Гамельнского дудочника, который увел из города детей. Вот такие злодеи существуют, они работают, судя по тому продукту, который они предоставляют на промышленной основе. Надо понимать, что у детей в головах формируется совершенно другая реальность, и эта реальность не предполагает сочувствия. Результат воспитания Интернетом – это жестокий человек, который погружен в такой мир извращенного насилия, который современному взрослому человеку не представляется. То, что льется постоянным потоком в головы детей сейчас, соотносится с фильмами Квентина Тарантино по степени опасности как сто к одному. Если этому сейчас не уделить внимание, то из вашего ребенка интернет-среда может сформировать просто нежизнеспособного эгоиста, ненавидящего весь мир. Он будет не способен работать, создавать семью и быть успешным.
Вторая сторона – историческая правда. Сейчас Интернет позволяет формировать исторические ценности, то есть осознание себя. Если оставлять без внимания и не развенчивать мифы, то в итоге мы получим молодежь, которая не понимает своих корней. Прошлое – это уроки, это опыт. Если мы не знаем свое прошлое, то не знаем, откуда может прийти потенциальная опасность. Это вторая часть информационной безопасности – ценностная безопасность. Надо четко понимать, что существует борьба за ресурсы, так называемая конкуренция, которая осуществляется любыми способами. Одним из способов конкуренции является погружение населения той части страны или нации, которая владеет ресурсами, в безвольное состояние, осуществляются попытки внедрения нежизнеспособных моделей поведения.
Тут два выхода: либо мы являемся активными участниками этой борьбы и отстаиваем свою независимость, либо превращаемся в объект манипуляции. Молодежь сегодня – это народ завтра в полном объеме.