Во всем индустриальном мире 98 % семей имеют телевизор. Тех, у кого есть ванны и телефоны, гораздо меньше. Телевидение создает глобальную поп-культуру. В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи в среднем приходится по 4 часа. Какие типы социального поведения моделируются в эти часы?
Дж. Гербнер и другие его коллеги в течение 30 лет ежедневно просматривали сетку вещания в прайм-тайм и субботние утренние программы. Что же они обнаружили? Две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия (“действия физических принуждений, сопровождавшиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые”).
К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия. Это касается только телевидения, исключая другие источники.
Размышляя по поводу своих подсчетов, проводимых им уже 22 года, Гербнер заключает: “В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша.
И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия, просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости. Защитники идеи о том, что зритель (не понятно)… освобождается от агрессивной энергии и таким образом телевидение предотвращает агрессию, могут возразить: “Телевидение не принимало участия в массовом уничтожении евреев и коренных американцев. Телевидение только отражает наши вкусы и угождает им”. Критики этой теории возражают: “Но также верно и то, что с началом эры телевидения в Америке (например) количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Вряд ли поп-культура только пассивно отражает вкусы, никак не влияя на общественное сознание”.
Имитируют ли зрители экранные модели насилия?
Примеров воспроизведения преступлений, показанных по телевидению, множество. В опросе 208 заключенных каждые 9 из 10 допускали: телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам. Каждые 4 из 10 сказали, что пытались совершить некоторые преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.
Для того чтобы иметь научные доказательства для изучения влияния телевидения на преступность, исследователи используют корреляционные и экспериментальные методы параллельно. Можем ли мы сделать вывод о том, что кровавая теледиета дает обильную пищу для агрессии? Возможно, агрессивные дети предпочитают смотреть агрессивные программы? Или есть какой-то другой фактор – скажем, низкий интеллект предрасполагает некоторых детей и к предпочтению агрессивных программ, и к совершению агрессивных поступков?
По данным исследований, просмотр боевиков в 8 лет в умеренной степени предопределяет агрессивность в 19 лет, но агрессивность в 8 лет не предопределяет увлеченность боевиками в 19 лет.
Это означает, что не агрессивные наклонности делают людей любителями “крутых” фильмов, а, напротив, “крутые” фильмы способны спровоцировать человека на совершение насилия.
Эти результаты подтвердились в последних исследованиях, проведенных на 758 подростках в Чикаго и 220 подростках в Финляндии. Более того, когда Ирон и Хьюсманн (американские психологи) обратились к протоколам первого исследования, проводившегося с восьмилетками, и нашли там данные о тex, кто осужден за преступление, то обнаружили следующее: 30-летние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много “крутых” телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления. Но и это еще не все.
Везде и всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств. В Канаде и США между 1957-м и 1974 годами с распространением телевидения убийств было совершено вдвое больше. В тех охваченных переписью населения регионах, куда телевидение пришло позже, волна убийств также поднялась позже. Подобным же образом в хорошо изученных сельских районах Канады, куда телевидение пришло поздно, вскоре наблюдалось удвоение уровня агрессивности на спортивных площадках. Для скептиков замечу, что приведенные результаты корреляционных и экспериментальных исследований были неоднократно перепроверены и подобраны таким образом, что наличие посторонних, “третьих” факторов исключается. Лабораторные эксперименты вкупе с озабоченностью общественности явились толчком для представления на комиссию в Главное медицинское управление США материалов 50 новых исследований. Эти исследования подтвердили, что наблюдение насилия усиливает агрессию.
Влияние телевидения на взаимоотношения полов
Исследования, касающиеся влияния телевидения на сексуальное поведение и мотивацию дают следующие данные. Неоднократный просмотр фильмов, изображающих “скоростной”, ни к чему не обязывающий секс, имеет ряд последствий: возрастает толерантность к внебрачным сексуальным связям, укрепляется представление о том, что женщина должна быть сексуально безотказна, мужчина начинает воспринимать женщину, прежде всего, как сексуальный объект.
Социальные психологи сообщают: показ подобных сцен, где мужчина берет верх над женщиной, подавляет ее, а та при этом возбуждается, может искажать представление о том, как женщина в действительности реагирует на сексуальное принуждение, а также повышать агрессивность мужчин в отношении женщин: по крайней мере, так это происходит в лабораторных условиях.
На самом деле наблюдение сцен сексуального насилия способствует живучести мифа о том, что некоторые женщины одобряют сексуальное насилие, что “нет” на самом деле не значит “нет”. Идея сексуального насилия в фильмах подается достаточно тонко и неназойливо, поэтому вряд ли была способна вызывать серьезные возражения у зрителей. (Убедительность спорного тезиса возрастает тогда, когда он вводится в сообщение исподволь и поэтому не провоцирует слушателя на высказывание контраргументов.)
Лабораторные наблюдения показывают, что чем чаще человек смотрит подобные фильмы, тем меньшую чувствительность к жестокости он демонстрирует и чаще характеризует персонажей, ставших жертвами насилия, как малосимпатичных.На самом деле, утверждают Эдуард Доннерстейн, Дениэль Линц и Стивен Пенрод, если кому-нибудь, не дай бог, понадобилось бы заставить людей спокойно реагировать на всякого рода жестокости, то наилучшим способом было бы чаще показывать подобные фильмы.
Влияние телевидения на мышление
А что говорят исследователи, занимавшиеся исследованиями когнитивных влияний наблюдения сцен насилия? В психологии известно, что если взять какой-нибудь эмоционально возбуждающий стимул, например неприличное слово, и долго его повторять, то эмоциональная реакция будет “притухать”. Из этого следует, что наблюдение тысяч актов жестокости приведет к тому же эмоциональному окоченению. Наиболее частой реакцией является: “Это меня совершенно не волнует”.
Исследования подтверждают, что насилие и жестокость входят в привычку и человек реагирует на это безразличием. Причем просмотр более “жестких” фильмов порождает более пресыщенные реакции на показ менее “жестких” сцен.
Всякое телевидение – образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит” (Николас Джонсон, председатель Федеративной комиссии по коммуникациям).
На сколько воображаемый телевизионный мир формирует наши представления о реальном мире? Проведенные учеными Пенсильванского университета опросы среди подростков и взрослых показали: “заядлые” зрители (4 часа в день и более) чаще, чем “балующиеся” (2 часа в день и меньше), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире и опасались, что на них будет совершено нападение, чаще признавались в наличии у них страхов, что “кто-нибудь проникнет в их дом”, “кто-нибудь может напасть, когда ты выходишь на улицу”…
Также большое влияние телевидение оказывает косвенным путем, так как год за годом оно вычеркивает из жизни людей тысячи часов, которые они могли бы посвятить какой-либо другой деятельности. Подумайте, как бы вы использовали это время, если бы у вас не было телевизора? Каким бы это сделало вас сегодняшнего?
Нужно добавить, что во время проведения этих исследований новейшие технологии на телевидении (“25-й кадр” и другие) еще не применялись. Это было сделано специально, чтобы показать только лишь прямое влияние телевидения, без специальных приемов. Мы понимаем, что их использование дает еще более внушительные результаты.
Заключение
Рассматривая ситуацию, сложившуюся в нашей стране в связи с американизацией телевидения, трудно не вспомнить план Даллеса по идеологическому разложению русского народа и уничтожению нравственных устоев России, как ключа к ее завоеванию:
“Эпизод, за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов…”