Аудитория Всемирной паутины с каждым годом молодеет. Согласно проведённым исследованиям, возраст детей — активных пользователей Интернета — составляет сегодня 7-9 лет. Они ищут друзей в Сети, слушают музыку, смотрят мультфильмы, живут онлайн-играми. Одновременно с глобальным расширением Сети возрастает и актуальность такой проблемы, как информационная безопасность.
Для чего детям Интернет? Как защитить их от нежелательного контента в Сети? На эти и другие вопросы попыталась найти ответы наш корреспондент.
Зловещая паутина
Ни для кого не секрет, что современный первоклассник может запросто скачать из Интернета фильм или игру, зарегистрироваться в социальной сети, послушать онлайн любимую музыку или завести друзей по переписке.
С раннего возраста школьники попадают в настоящую зависимость от компьютеров и всевозможных гаджетов. Сегодняшних мальчишек всё меньше интересуют казаки-разбойники, «войнушка», спортивные игры, а среди девчонок почти не встретишь тех, которые имеют представление о таких играх, как классики, «резиночка», дочки-матери…
Зато дети с огромным интересом играют в интернет-игры, сутками могут рассматривать выложенные фотки друзей, лайкают их и с упоением подписывают улётные «комменты».
Тысячи родителей ломают голову над тем, как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости, как не поссориться с ним, запрещая надолго «зависать» в инете.
— Прежде всего нужно занять свободное время детей настолько, чтобы у них не оставалось ни минуты на компьютерные развлечения! — уверен врач-психотерапевт Александр Докукин. — Это вполне реально. Если ребёнок заинтересован учёбой, у него много реальных друзей, есть хобби, в семье хорошие взаимоотношения, у него не будет потребности безвылазно сидеть в Интернете. Ведь многие школьники уходят с головой в интернетную паутину, пытаясь убежать от психологических или эмоциональных расстройств. Если дети видят, что родители заняты бесконечным выяснением отношений, зарабатыванием денег или, чего хуже, злоупотребляют вредными привычками, они начинают жить виртуальной жизнью. Тем самым сбегают от переживаний, которые особенно обостряются в переходном возрасте.
Кроме того, нужно почаще разговаривать с детьми по душам, осторожно выспрашивать, чем они интересуются, с кем общаются в школе, к чему стремятся, о чём мечтают…
Опасный переходный возраст
Однажды, как обычно, вернувшись домой с работы «без рук и без ног», 48-летняя орловчанка Татьяна Усачёва заснула в кресле в зале. Только утром мать обнаружила, что её 14-летняя дочь Наташа не ночевала дома. Как выяснилось позже, девушка минувшим вечером пошла в гости к подругам, с которыми познакомилась в Сети. Домой она вернулась с огромной татуировкой на плече с изображением цветка.
…Пять лет назад от Татьяны Дмитриевны ушёл муж, оставив её одну с 10-летней дочерью. Чтобы прокормить себя и Наташу, женщина все эти годы работала на износ на двух работах. Денег на всё необходимое хватало, вот только воспитанием дочери заниматься было некогда — тут бы поесть успеть приготовить, не говоря уж о том, чтобы поговорить с Наташей или сводить её куда-нибудь. Зато у девочки были планшет и дорогой мобильный телефон. Наспех сделав уроки, она погружалась в гаджеты и до глубокой ночи бороздила светящиеся страницы.
— Когда я спрашивала, что она там всё читает, дочка ссылалась на то, что в школе много задают, а нужную информацию можно найти только в Интернете, — рассказывает Татьяна Дмитриевна. — Ну я и не лезла…
Как выяснилось позже, некоторое время назад в соцсети Наташе пришло сообщение от незнакомой девушки с предложением сделать временную «татуху». Та согласилась — нужно же как-то самовыражаться, вот только разрешения у мамы спрашивать не стала: по-любому не разрешит. Пришлось всё сделать тайком.
После этого случая Татьяна Дмитриевна ужаснулась — она вдруг осознала, что почти ничего не знает о жизни и увлечениях своей дочери, а ведь у девочки переходный возраст.
— Психотерапевт, к которому я обратилась, посоветовал мне ни в коем случае не ругать дочку, а, наоборот, извиниться перед ней за то, что уделяла ей так мало внимания, — рассказывает Татьяна. — Я так и сделала: мы по душам поговорили с Наташей. Я уволилась со второй работы. Денег в нашей небольшой семье стало меньше, но на всё необходимое хватает. Зато дочка под присмотром. Сейчас у нас хорошие, доверительные отношения.
Наверное, каждая мать и каждый отец не раз ловили себя на мысли, что недостаточно времени уделяют воспитанию собственных детей. Но бешеный ритм жизни, постоянная погоня за деньгами и материальными благами не оставляют времени для досуга с детьми. Максимум, что школьники получают от большинства родителей в воспитательном плане, дежурные проверки дневника, редкие посещения родительских собраний и совместные походы раз в месяц в «Макдоналдс».
Жизнь с Интернетом
Безусловно, получать информацию и организовать свой досуг намного проще с помощью Интернета.
Некоторые специалисты размышляют над тем: действительно ли массовое пользование Интернетом — проблема, или это вполне естественное движение прогресса, который приходит в каждый дом, и его нужно принимать как данность?
Надо сказать, что использование Интернета сегодня не привилегия для школьника, а существенная часть учёбы и средство, помогающее социализироваться в обществе.
Если говорить о статистике, то, по данным Росстата, у нас порядка 8-10 млн детей до 14 лет сегодня пользуются Интернетом. Четверть из них — это дети в возрасте пяти лет. Для сравнения: только треть взрослого населения России сегодня пользуется Сетью так же активно. Можно сказать, что дети растут в совершенно ином мире. Причём обязательное изучение информационных технологий начинается только с восьмого класса. Всё, что ранее, — исключительно инициатива детей и их родителей.
Более того, дети не отстают от взрослых, а то и превосходят их в освоении глобальной Сети и инструментов доступа к ней.
Что касается борьбы с информационными «излишествами» для неокрепших умов (распространение в Интернете порнографии, пропаганда наркотиков и пр.), то специалисты выделяют два наиболее эффективных направления: грамотное воспитание и специализированное программное обеспечение. В частности, антивирусы, контент- и спам-фильтры, родительский контроль. Однако, согласно опросам, родители зачастую просто боятся использовать такого рода софт, потому что сами слабо разбираются в этом вопросе.
Таблетка от зависимости
Директор одной из орловских школ уверена в том, что забота о детской медиабезопасности волнует по большей части педагогов и провайдеров, а вот родители проявляют удивительное равнодушие на этот счёт.
— Обсуждение виртуальных угроз на родительских собраниях они воспринимают как что-то отвлечённое, считая, что эта проблема никогда не коснётся их детей, — поделилась она. — Между тем мы всё чаще имеем дело со случаями, когда из-за чрезмерного общения в Интернете ребёнок выпадает из учёбы и жизни. А работа по реабилитации интернет-зависимого ребёнка очень длительная, нет ни одной волшебной таблетки, чтобы избавить его от привязанности к компьютеру.
С этим мнением согласен и орловец Григорий Бологов, один воспитывающий двух дочерей. В своё время он упустил девочек — как и большинство подрастающих школьниц, они создали аккаунты в соцсетях и безвылазно проводили в них всё свободное время. Спустя год скатились на тройки, а у одной резко снизилась самооценка.
Кто-то из одноклассников негативно отозвался в комментарии к фото на её странице о внешности девушки. Её, что называется, «переклинило». Отец вместе со старшей дочерью до сих пор убеждают девочку в том, что она самая обаятельная и привлекательная.
— Никогда взрослый не сможет проводить в Интернете столько времени, сколько дети! — говорит Григорий Викторович. — Я вообще считаю, что детям в Интернете по большому счёту нечего делать — к урокам можно готовиться и по книгам, фильмы смотреть по телевизору, общаться с друзьями во дворе, а не в Сети! И права на Интернет надо с 18 лет выдавать! Более того, у меня есть пожилые родственники, которых мне тоже приходится оберегать от Интернета — они попали в эту паутину. Что уж тут о детях говорить…
Информационные фильтры
Важную роль в решении проблемы интернетной зависимости среди детей эксперты отводят не только родителям, но и государству.
По их мнению, необходимо разрабатывать некую регулирующую систему, модератором в которой должно быть государство. К сожалению, сегодня ни законодательная база, ни правовая культура не успевают за движением прогресса. Тот же Федеральный закон «О защите детей от вредоносной информации», по сути, борьба не с причинами, а со следствием проблемы. А государство и общество в целом достаточно поздно осознают, что прогресс может представлять угрозу — прежде всего нравственную.
На вопрос, стоит ли детям категорически отказать в доступе к Всемирной паутине, уполномоченный по правам ребёнка в Орловской области Владимир Поляков отвечает так:
— Конечно, с одной стороны, лучше детям не у компьютера сидеть, а во дворе гонять мяч или прыгать через скакалки. Но, с другой стороны, как известно, чем больше запрещаешь, чем больше хочется. На мой взгляд, здесь нужна хорошая просветительская работа.
Проблема безопасности детей в Интернете носит характер не технический, а педагогический. Главным фильтром информации выступают интеллект и духовная культура ребёнка. Однако кто-то эту культуру должен формировать, а у наших учителей и родителей сегодня, по исследованиям, очень низкий уровень информационной грамотности. Рядом со школьником должен быть профессиональный специалист-навигатор, функции которого могли бы выполнять, к примеру, школьные библиотекари.
Необходимо формировать в детском сознании информационную культуру, умение самостоятельно фильтровать информацию.
Ответственность за безопасность детей в Интернете должны нести все — и государство, и бизнес, и родители, и учителя.
источник группа вк чистое детство https://vk.com/chistoe_detsvo?w=wall-112863494_838