НА РАСПУТЬЕ.РУ

 Информационный портал для родителей и педагогов

информационная безопасность детства

— аналитика и профилактика интернет угроз
— химические и нехимические зависимости у детей
— цифровизация образования и ее последствия
— угрозы из сферы цифровых технологий
— противодействие ювенальным технологиям
— воспитание, здоровье
— общественные технологии

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одним из важных социальных институтов, обладающим самым сильным воспитательным потенциалов, являются средства массовой информации. К сожалению, в современных условиях воспитательный потенциал СМИ приобрел негативную направленность.

Современный мир пронизан средствами массовой информации. Ребенок с рождения включается в контекст мировых событий. Политика, экономика, войны, катастрофы, всевозможные кризисы, медицинские достижения, технические новшества – все это сопровождает повседневные детские забавы. Ребенок оказывается сознательно и опосредованно втянутым в поле программ для взрослых, которые находят свое место в формировании собственной картины мира, в формировании отношения к миру, обществу, себе.

В наше время уже дети трехлетнего возраста самостоятельно пользуются техническими средствами: играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, переключая каналы, если им не нравится передача или мультфильм. СМИ образует систему неформального образования. Средства массовой коммуникации создают условия для развития человека, обогащения словарного запаса, овладением широким кругом информации. С помощью телевизора человек может узнать о далеких народах и странах, в которых никогда не бывал. СМИ могут создать большие возможности для самообразования развития человека. Вместе с тем они не могут решить проблему развития человека.

Значение СМИ в жизни ребенка не меньше, а может быть даже больше, чем в жизни взрослого человека. Основные сведения о мире современный ребенок получает из средств массовой информации. По данным ЮНЕСКО современные дети проводят у телевизора примерно по 4-5 часов в день, что намного превосходит их время общения со взрослыми.

Сейчас в детском телевещании почти нет передач, которые бы воспитывали, образовывали и формировали определенную идеологию. Вместо этого дети примерно каждые 15 минут видят на экране акты агрессии, насилия или эротические сцены. Это все негативно сказывается на личностном развитии ребенка.

Влияние СМИ на физическое развитие детей дошкольного возраста.

СМИ оказывает огромное негативное влияние и на физическое развитие детей дошкольного возраста. Дети все больше времени проводят у экрана телевизора или компьютера. В связи с эти у их падает зрение, у них появляется дефицит движения. Они не воспринимают в движении самих себя и все многообразие мира. У таких детей наблюдается низкая мышечная активность, их осязательные движения скудны, тонкая моторика практически не развита из-за отсутствия движения. Так же у детей нарушается внимание, способность к концентрации. Чаще всего это проявляется, когда ребенок поступает в школу. Он не в состоянии сосредоточиться на одном деле более 3-5 минут, ему трудно усидеть на уроке, ему постоянно нужно быть в движении. Он не может воспринимать информацию на слух, удержать памяти предыдущую фразу и связать друг с другом отдельные предложения. Он постоянно нуждается в новых впечатлениях. Это связано с тем, что телевизор предлагает бесконечный калейдоскоп картинок, которые только иногда сопровождаются музыкой и отрывочными фразами.

Повсеместно педагоги и родители отмечают задержку речевого развития: дети начинают говорить позже, говорят мало и неохотно, их словарный запас очень бедный и примитивный. Это напрямую связано с заблуждением, которое существует у родителей. Они думают, что сажая ребенка перед телевизором, способствуют его развитию речи. Ребенок, сидящий перед экраном , постоянно слышит разговор, но не переживает его как часть активного процесса общения. Ребенку мало слышать, ему необходимо участвовать в диалоге. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Кроме того, телевидение диктует речевые штампы, которые ребенок начинает механически повторять. Возрастает употребление детьми, так называемых бранных слов и выражений.

Педагоги и родители стали замечать, что современный ребенок теряет способность и желание чем-либо себя занять. Ему скучно рисовать, придумывать сюжеты к играм, конструировать. Его ничего не интересует, не увлекает. Ему не хватает фантазии, творческой активности. Ребенок, который много времени проводит перед телевизором, привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни ждет, что кто-то ему «сделает весело». Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях. Ребенку неинтересно общаться со сверстниками. Особенно это касается «неорганизованных » детей. Их общение, как правило, формально. Дети не знают, о чем разговаривать, во что играть. Им легче нажать на кнопку и ждать новых развлечений.

Растет агрессивность в поведении: ребенок обижает других детей, ругается нецензурными словами; при этом он может быть из вполне благополучной семьи. Просто родители, находясь дома с детьми, не имеют возможности полноценно заниматься воспитанием ребенка и разрешают неограниченный доступ к телевизору. 

Влияние мультипликационных фильмов и телепередач на формирование агрессивного поведения детей.

Изображение агрессии и насилия – распространенная особенность фильмов, телевизионных программ и компьютерных игр, в том числе тех из них, которые рассчитаны на детей.

Почти в каждой семье имеется компьютер или DVD-проигрыватель. Ребенок имеет свою коллекцию мультфильмов. Зачастую эти мультфильмы западного производства. Воздействуя на фантазию, мультфильмы и компьютерные игры дают детям новые установки и модели поведения. Никто не выдерживает конкуренции с этими яркими, запоминающимися зрительными образами, подкрепленными соответствующим звукорядом. На таком фоне самые яркие и интересные детские книжки выглядят блекло.

Ребенок в силу своего возраста отождествляет себя с героями мультфильмов. Идентифицируя себя с агрессором, малыш постепенно усваивает агрессивные модели поведения. Отрицательная энергетика впитывается через экран и накапливается внутри человека, дойдя до предела, выплескивается наружу. Постоянно наблюдая по телевидению перестрелки, трупы, драки, слыша ругань, любой человек, особенно ребенок, постепенно начинает воспринимать происходящее на экране как норму поведения. 

Современные мултипликационные фильмы (в особенности западные) тяготеют к показу сцен насилия: расплющивание Тома и Джерри, таскание кота за хвост, падения, ушибы, драки. Дошкольники считают их образцами для подражания и в результате (в лучшем случае) таскают своих домашних питомцев за хвосты, загоняют друг друга под кровать, обливают водой. Все это свидетельствует о процессах дегуманизации в детской субкультуре, когда жестокость и радостный смех по поводу чужой боли ребенуближе, чем сострадание.
В современных зарубежных мультсериалах представлены фантастические образы уществ, лишенных человеческого облика и качеств. Они несут в себе жестокость, агрессию, которая превращается в навязчивую идею противостояния враг и подавление противника либо его полного уничтожения.

Отечественная мультипликация 50-80 гг. дадцатого века является антиподом современной западной анимации. «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Приключения домовенка Куи» — эти мультфильмы способны воспитывать детей в духе моральных пинцыпов: не укради, будь терпим к окружающим, уважай старшего, будь вежлив, аккуратен, цени дружбу, будь послушен. Их можно и нужно рекомендовать для домашнего просмотра.

Традиции отечественных мультипликаторов продолжает крупномаштаный детский поект «Смешарики», охватывающий все сферы увлечений от четырех до девяти лет, дошкольников и младших школьников.

В настоящее время в отечественной сетке телевеания осталась одна передача, которая предназдначена специально для дошкольников, — это «Спокойной ночи, малыши». ЕЕ герои – очень добрые и всем известные Хрюша, Степашка, Каркуша и Филя. Они сказочными голосами беседуют с детьми, общаются друг с другом. С ними приключаются забавные истории. Нет никаких дурных примеров для подражания. Во время просмотра телепередачи дети получают только позитивные эмоции.

Дети смотрят все, что им показывают. Внутренний мир детей только начинается формироваться, и существенную роль в этом играет все, что они видят вокруг себя: игры, сказки, телевизионные передачи. На основе получаемых знаний у дошкольников формируется свое отношение к миру, происходит личностное развитие. Постигая мир, дети задают много вопросов и ищут на них ответы у взрослых, подражают снсчала взрослым, а затем героям любимых сказок, передач. Важно, чтобы объекты подражания были хорошими образцами поведения.

Средства массовой информации влияют на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, и в большейстепени влияют негативно. Защита психики ребенка от негативного влияния СМИ это необходимая функция семьи и государства.

Источник: группа ВК «Чистое детство» https://vk.com/chistoe_detsvo

Другие статьи

Сайт на обслуживании
Яндекс.Метрика