Главная >

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА НРАВСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика.

Ситкова Анастасия Викторовна
студент Адыгейского государственного университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Апиш Фатима Нурбиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Адыгейского государственного университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Всем известно, насколько велико влияние мультфильмов на детей. Но мало кто задумывается, принесет ли просмотр той или иной мультипликационной продукции пользу ребенку? Ведь чаще всего происходит совершенно обратное.

Для изучения данной темы нами были проанализированы различные источники для раскрытия понятий «нравственность», а также «мораль». Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен [4]. Но могут ли влиять мультфильмы на нравственность детей? Наше мнение — еще как могут.

Разнообразие мультфильмов велико. Особой популярность, правда, пользуются мультфильмы зарубежного производства — японского или американского. И причина до смешного проста — их больше, и они зрелищнее, ярче. Нельзя однозначно сказать, что иностранная мультипликационная продукция хуже советской/российской, здесь конкретно стоит проанализировать каждый мультфильм. Однако, как не печально, больше негатива у родителей и педагогов вызывают именно мультфильмы из-за границы.

В своей работе с детьми я столкнулась с агрессивными и порой непонятными мне сюжетами детских игр. После художественных занятий, прогулок, наблюдений, мною был проведен опрос среди родителей и детей. Опрос состоял из нескольких вопросов. Приведем примеры некоторых из них.

Как много времени вы уделяете своему ребенку на просмотры мультфильмов?

1. Какой (-ие) любимый (-ые) мультик (-и) у вашего малыша?
2. Часто ли он играет на улице, с другими ребятами, дома с игрушками?
3. Бывают ли у ребенка настораживающее поведение, быстрая смена настроений, необдуманно сказанные агрессивные фразы?
4. Просит ли сам ребенок смотреть мультфильм или же это ваша инициатива?

В опросе участвовало 44 родителя и 46 детей. Исходя из анализа полученных результатов в опросе родителей, можно составить некоторую картину. Родители, как правило, сами предлагают своим детям просмотреть мультфильмы. Однако, лишь 2 % опрошенных смотрят мультфильмы вместе со своими детьми. Эти же 2 % порой комментируют те или иные моменты, чтобы ребенок понимал суть того, что он смотрит. На просмотры мультфильмов родители в день выделяют своим детям от трех до пяти часов! К сожалению, это связано с недостаточным свободным временем у родителей, а жизнь в городе редко, когда позволит отпустить ребенка одного на улицу. Да и на улице другие дети могут и не встретиться, ведь они точно также сидят за экранами.

68 % опрошенных (30 человек) отметили, что у их детей порой странные реплики, взятые из того или иного мультфильма или мультсериала. А также ребенок порой себя ассоциирует с каким-либо героем, воином, которые, как правило, устраняют своих врагов не нравоучениями или, пробуют проучить, а силой.

К числу наиболее популярной мультипликационной продукции, которую отметили опрашиваемые дети и родители, относятся: «Человек-паук», «Трансформеры», «Винкс», «Губка Боб», «Смурфики», «Фиксики», «Лунтик», «Черепашки-ниндзя», «Жизнь и приключения робота-подростка», «Маша и медведь». Наибольшей популярностью пользуются мультфильмы «для мальчиков» — они же и представляют наибольшую опасность. В каждой серии есть драки, грубость, разборки, с которыми герои справляются, используя силу, реже смекалку. На наш взгляд, в число положительных и развивающих мультфильмов следует отнести «Лунтик», и «Фиксики». «Маша и медведь» довольно популярен среди детей и даже взрослых, что не может не радовать — ведь это отечественный продукт. Но чаще всего поведение Маши сложно назвать правильным, и она не подходит на роль «хорошего и воспитанного ребенка».

12 % родителей (5 человек) пробую иногда включать своим детям советские мультфильмы («Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Домовенок Кузя»), но и они отмечают, что-то что им нравилось сами в их детстве, не признается их детьми. Главная причина, отчего проигрывают советские мультфильмы зарубежным — это «неяркость». Красочность картинок, сюжетов, спецэффекты характеры больше для иностранного производства. Мало того, что дети стараются смотреть только вышеназванные ими мультфильмы и мультсериалы, так и отдают предпочтение игрушкам, на основе этих мультиков, школьным принадлежностям, одежде с «геройскими» принтами и проч.

Мы попросили родителей пойти нам на небольшие уступки и в течение двух недель исключить из просмотра детей зарубежные мультфильмы и мультсериалы (кроме некоторых диснеевских, на подобие «Белоснежки и семь гномов», «Рапунцель», «Холодное сердце»). Однозначно перейти на советские мультфильмы родители отказались, под предлогом того, что мало того, что неяркие мультики, так они и «старые, примитивные».

В течение двух-трех дней дети упрямились, отказывались смотреть советские и российские мультфильмы, называя их «неинтересными». По прошествии трех дней и дальше начали появляться наиболее предпочитаемые мультики и мультсериалы, такие как «Смешарики», «Фиксики», «Алёша Попович» и другие богатыри. Благодаря полнометражкам о русских богатырях у детей появился интерес к нашей истории, задавались вопросы об одежде, жизни, старых укладах. У трех детей впервые произошло знакомство с Карлсоном, Чебурашкой и Дядей Стёпой. Сюжеты игр, безусловно, разнообразились, перепады настроения стали более сглаженными.

Мы прекрасно понимаем, что родителям предварительно просматривать тот или иной мультфильм тяжело физически. А тем более то, что показывается по детским (и не только) каналам. Но мы не можем перестать не просить их об этом.

В советское время (а это скорее хорошо, чем плохо) всё, что выходило на экран, подвергалось контролю, что отсутствует сейчас. Если же вы хотите показать какую-либо мультипликационную новинку своему ребенку, посмотрите трейлер о нем и ключевые сцены.

Как уже нами отмечалось, неограниченный просмотр нефильтруемой мультипликационной продукции оказывает влияние на агрессивность, на ограниченность игровых сюжетов, на нервность ребенка. А как же сделать так, чтобы мультик принес пользу?

Просмотрите некоторые мультфильмы вместе с детьми. Мультик должен вызывать только положительные эмоции, улыбку. После просмотра дети если будут шутить и находится в отличном настроении — оставляйте этот мультик и для дальнейших просмотров. Если же при просмотре дети находятся в напряжении, хмурятся, то в дальнейшем избегайте данных мультфильмов. Несколько лет тому назад проводились исследования влияния детских мультфильмов (как отечественных, так и зарубежных) на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода «зомбирует» (ориентирует) детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, индивидуализм, агрессивность, расчётливость, тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям. Однако не все придерживаются такой точки зрения. Изучая материал по данной проблеме в Интернете [3], на одном из сайтов мы встретили следующий «Анализ советских мультфильмов». Анализ одного из мультфильмов приводим дословно: «Ну, Погоди!» Сюжет, чрезвычайно прост. Мужиковатый гопник-волк в семейных трусах и тельняшке по всей видимости олицетворяет собой простого российского мужчину. Этот мужик на протяжении двадцати серий пытается поймать для своих похотливых целей девочку нимфетку из интеллигентской семьи, изображенную создателями мультсериала в виде «милого зайчика» (популярного на Западе «плейбоевского» символа соблазнения). Мужик в этом мультфильме изображен в виде дегенерата и каждый раз оказывающегося в дураках от выкрутасов взбалмошной особы. Каждая серия отягощает его организм обязательной физической травмой, или увечьем, которое он наносит себе самостоятельно, в результате охоты за длинноухой нимфеткой. По мимо этого «игривого», совершенно не детского сюжета, весь мультфильм представляет собой поклеп на советскую действительность 70—80-х гг. — раздолбанные дороги на которых волк совершает свои неудачные погони за мечтой; разворованные стройки, где простой российский волчара вкалывает пока к нему на объект не забредает этот зайчик-попрыгайчик; дураки-милиционеры, изображенные в виде глупых зубастых бобров и т. д.» [1]. С этим мы категорически не согласны!

Говоря о старых, «советских» мультфильмах, можно сказать, что в них представлена «нормальная для ребенка картина мира». В этих мультфильмах присутствуют как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако «добро здесь побеждает зло», отрицательные герои легко перевоспитываются, осознают свои ошибки и становятся добрыми. Детям с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим [2].

Довершая все вышесказанное, хочется добавить — ни один мультфильм не заменит родителей и живого общения со сверстниками. Если вы хотите воспитать своего ребенка общительным, добрым, отзывчивым, развивать его духовно, то по возможности откажите себе в удовольствии занимать все его свободное время сидением у экрана. Ну а уж если это не удается, то в нашей статье можно увидеть рекомендации, которые мы советовали бы взять на заметку каждому родителю и каждому педагогу. Давайте развивать детей и развиваться вместе с ними, и тогда доброго в нашем мире станет чуточку больше.

Список литературы:

Ленар Хайруллин http://megaobzor.com/newsnew-7584.html.
Ленар Хайруллин http://megaobzor.com/newsnew-7584.html.
Шхахутова З.З., Ситкова А.В. Негативное воздействие СМИ на развитие и воспитание дошкольников // Концепт. — 2014. — № 05 (май). — ART 14133. — 0,4 п.л. — URL: http://e-koncept.ru/2014/14133.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77 — 49965. — ISSN 2304 — 120 X.
http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=cce9a7cd-4d42-...

http://nauchforum.ru/ru/node/7704

Источник: группа ВК «Чистое детство» https://vk.com/chistoe_detsvo

Другие статьи

Сайт на обслуживании