Наличие айфонов, Galaxy 4, айпэдов и других дорогих телефонов, планшетов, смартфонов для детей начальных классов — своеобразная ярмарка тщеславия родителей. Уже в юном возрасте у ребенка формируется неправильная оценка восприятия себя в мире: я крутой, потому что у меня есть дорогая игрушка.
Школьные психологи устали повторять, что все это вредно, портит зрение, калечит психику ребенка. Мало того, что дети 40 минут сидят на уроках, так еще и во время перемен неподвижны, уткнувшись в модные устройства. Дети не общаются, им некогда. Дело доходит до того, что, сидя рядом, многие обмениваются мнениями посредством SMS-сообщений или при помощи ватсапа. Настоятельные просьбы учителей не приносить в школу новомодные дорогие телефоны повисают в воздухе, так и не принятые или не понятые ни родителями, ни тем более детьми. «Тяжелый случай», — горестно вздохнул на родительском собрании один папа, видимо, устав воевать со своим чадом.
Помню крик души родительницы, написавшей о дочери-шестикласснице, которая плачет день и ночь, требуя айфон. Семья, живущая небогато, не может себе позволить покупку дорогого телефона, а ребенку до этого нет никакого дела. Никакие уговоры, мольбы и просьбы не сломили ее упорства, наивно полагающей, что наличие оного повысит ее авторитет среди сверстников. Все дешевые устройства с подозрительной периодичностью ломались или терялись.
Что же делать в таком случае родителям, как поступить? На эти вопросы отвечает заведующая учебно-лабораторным комплексом Института психологии СВФУ Светлана Федорова:
— Стоит ли детям покупать дорогие гаджеты? Вспомните себя в детстве. Во все времена у всех детей были свои статусные вещи, которые крайне важны в детском сообществе, так как в этом возрасте у ребенка нет своих реальных достижений, да и ценить это еще не научились.
В возрасте примерно десяти-тринадцати лет признание ровесников играет куда более важную роль, чем другие характеристики вместе взятые. Не согласны? А вы вспомните себя в этом возрасте. Разве вы не упрашивали родителей купить видик или крутой пейджер?
Правда, не стоит придерживаться крайностей. Первая — покупать новую модель только потому, что у соседа или одноклассника такая же. Вторая крайность — отказывать в удовлетворении просьбы только потому, что хромает успеваемость в школе.
Чтобы не перейти границу между поощрением и потаканием, снова вспомните себя в детстве. В обмен на что вы получали долгожданный магнитофон? Правильно, на обещание. Поступите так же и со своим ребенком. Предложите ему в течение определенного срока хорошо учиться, выполнять домашние обязанности.
Испытательный срок должен быть ни коротким, ни длинным. Оптимально — шесть месяцев. Иначе чадо просто «перегорит». Боитесь, что ребенок после получения приза перестанет хорошо учиться или выполнять домашнюю работу? Отнюдь, это станет дополнительной мотивацией.
Можно сделать так, чтобы ребенок сам заработал или скопил определенную часть стоимости, тогда вещь станет для него гораздо значимее. То, что купили родители, достается легче, поэтому можно не беречь, но когда вложены собственные деньги, ребенок гораздо бережнее отнесется к покупке.
Слишком рано приучать ребенка к новомодным гаджетам нет смысла. Ведь они не дают простора воображению ребенка, не приучают его общаться с другими людьми, не развивают глубину мышления. Поэтому не стоит забывать о старых добрых книгах, игре с родителями, сказках на ночь. Если мы не хотим вырастить людей, вместо реального общения предпочитающих общаться онлайн, не умеющих играть в совместные игры, нужно уделять больше внимания своим детям. Конечно, это прописные истины. Но они стоят того, чтобы их повторять снова и снова, чтобы не потерять близость с родным ребенком. В данном случае многое зависит от родителей. Важно соблюдать золотую середину, будьте внимательны к детям. Ведь в любом возрасте ни один смартфон не заменит родителей.