Главная >

ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИ ПРОТИВ ХЭЛЛОУИНА.

Хэллоуин — бесконечная сказка со страшным концом.

Этот праздник у нас в стране отмечают 9% взрослых россиян (по данным Левада-центра). И гораздо больше детей и молодежи. Вообще, Хэллоуин воспринимается как детский маскарад и празднуется даже в некоторых детских садах. Что же плохого в том, что малыши нарядятся в страшные костюмы, попугают друг друга и немного повеселятся?

Как пишут психологи, это вредно для несформированной детской психики. Во время такого костюмированного маскарада малыши попадают в бесконечную сказку со страшным концом. В ней нет ни начала, ни конца. А главное – в ней полностью отсутствует Добро. Недаром наиболее яркие символы Хэллоуина – символы смерти.

Хэллоуин увеличивает число детских страхов.

В норме у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста может быть от 9 до 12 нормативных страхов. Некоторые родители рассказывали нам о том, что, по их мнению, участие в маскараде Хэллоуина поможет их детям стать смелее. Однако, как показывают научные исследования, Хэллоуин часто имеет обратный – пугающий – эффект. Многие родители недооценивают, насколько страшно детям участвовать в подобном маскараде. Психолог Синди Делл Кларк по результатам опроса американских детей 6-7 лет в Филадельфии пишет, что многие дети сами не хотят участвовать в подобных карнавалах. Основной страх, эксплуатируемый во время Хэллоуина, – это страх смерти:

«Любопытно, что во время празднования Хэллоуина родители помогают детям нарушать табу и выходить за границы. Поражает, что во время Хэллоуина темы смерти, от которых родители обычно стремятся оградить детей, становятся детским развлечением» (Кларк в антропологическом журнале Ethos)

Ребенок попадает в страшную сказку, где нет добра.

Для детей граница сказочного и реального стерта. До возраста семи лет, а иногда и старше, дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно. Сказка близка и созвучна их мироощущению. На Хэллоуине дети, переодевшись в костюмы злых монстров, мертвецов и других страшилищ, сами перевоплощаются в злые силы. И оказываются на страшном балу, где нет никакого света и никакого торжества добра и справедливости над злом. Просто одни страшилища стремятся напугать других. Такой ход праздника сложился исторически.

Хэллоуин восходит к верованиям кельтских народов, которые полагали, что в канун празднования нового года кельтов, 1 ноября, бог смерти и злых духов Саман (Samhain) собирает грешные души, которые в последние двенадцать месяцев обитали в телах животных. Саман посылал злые духи нападать на людей до наступления 1 ноября. Единственным способом избежать их нападок, было самим попытаться принять вид злых духов и напугать их в ответ.

Хэллоуин и не является сказкой в полном смысле этого слова. Просто страшная история, чуждая и непонятная для детей. Ведь в каждой сказке проложена граница между добром и злом. Они – непримиримые антагонисты. Чудо сказки в том, что добро всегда побеждает зло, а оно, если и не погибает, то оказывается высмеянным. Настоящие сказки жизнеутверждающие. Хэллоуин же, напротив, поэтизирует смерть и разрушение

Хэллоуин способствует «танатизации» детского сознания.

«Люблю маму, море и скелетов», – так написал один наш знакомый мальчик в сочинении в начальной школе. Это было еще в советское время и вызвало широкий учительско-родительский резонанс. Сегодня культ смерти, «танатизация» (от греч. Thanatos – смерть) стал повседневностью. Никого не удивляют и не пугают куклы в гробах серии Monster High, сладости в виде черепов, костей и человеческих эмбрионов. Психологи предупреждают, что смерть и связанная с ней атрибутика недаром была табуированной для детей. Отсутствие страха смерти, а тем более ее романтизация, приводят к росту числа детских самоубийств.

«…Настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале XX века была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница – возраст 5-6 лет» (профессор психологии В. Слободчикова и доктор психологических наук В. Абраменкова)

Долговременные последствия участия в Хэллоуине мало изучены.

Для ребенка дошкольного возраста характерна спонтанная способность к запечатлению и длительному сохранению визуальных образов, так называемое в психологии «последействие». Если на чистое детское сознание как на фотопленку попадает яркий визуальный образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик, то он имеет силу сохраняться и воздействовать в течение длительного времени, иногда всю жизнь.

Как рассказывает психолог Синди Делл Кларк, в одном интервью взрослая американка рассказала, что она против празднования Хэллоуина. Ее этот праздник перестал радовать в 8 лет, когда доброжелательный сосед пригласил ее в дом угостить конфетами. А конфеты они с подругой обнаружили в настоящем гробу, который стоял на обеденном столе.

Конечно, ребенка нельзя изолировать от мира, от страшных и пугающих вещей. От понимания того, что в мире есть смерть. И все же знакомство со страшным психологи рекомендуют осуществлять через вербальные, а не зрительные сказочные образы. Сказка, какой бы страшной она ни была, не разрушает механизмы психологической защиты ребенка. Потому что он заведомо знает, что в сказке Добро обязательно победит Зло.

http://pumbr.ru/pochemu-psixologi-i-pedagogi-protiv-xe/

Источник: группа ВК «Чистое детство» https://vk.com/chistoe_detsvo

Другие статьи

Сайт на обслуживании