– ПОСИДИ, пожалуйста, полдня с Ванюшкой, – попросила подруга. И, видя нарастающую панику в моих глазах, добавила: – Не волнуйся так, тебе и делать ничего не придется, у него с собой будут планшет и телефон, они его займут.
– А разве такому маленькому можно? – удивленно спросила я.
Сыну подруги всего-то четыре года, а у него этих новых гаджетов больше, чем у меня. Еще и приставку X-box ему купили недавно. Подруга пожурила меня за техническую отсталость: «Не только можно, но и нужно. Ведь там столько развивающих приложений! Ну так как, я тебе его везу?»
И я согласилась. Малыш и впрямь оказался удобным для присмотра: практически все время был занят своим новеньким смартфоном и планшетом специально для детей. Правда, подруга забыла предупредить, что ребенка нужно кормить с ложки, водить в туалет и надевать на него сандалии, потому что сам он этого делать пока не умеет. Как оказалось, рисовать карандашами и лепить из пластилина Ванюшка тоже не может. Даже стандартные детские каракули типа солнышка, облачка и цветочка оказались ему не по силам. Когда я задала вопрос, сможет ли он нарисовать машинку, Ваня честно ответил, что нет. Более того, ему это было неинтересно! Тогда я предложила маленькому гостю поиграть с мячом. Он вежливо согласился, однако несколько раз подряд не смог отбить мою подачу и с облегчением вернулся к своим электронным друзьям.
Отдавала ребенка матери я со смешанными чувствами: не могла понять, все в порядке или надо бить тревогу. Виновны ли гаджеты в том, что Ваня такой инертный и мало заинтересованный в окружающем мире? Чтобы разобраться, прошерстила интернет. Оказалось, страхи мои небеспочвенны. Более того, сейчас идет целая полемика вокруг планшетов и телефонов для детей! Врачи и психологи утверждают, что ребятишкам они ни к чему, в то время как многие родители считают, что ничего плохого в них нет. У обеих сторон есть свои аргументы.
На каждый довод оппонентов противники планшетно-телефонного детства имеют контраргумент. Пообщавшись с Ванюшкой, я, признаться, склонна согласиться с ними.
Планшеты и телефоны вредны: специалисты Центра электромагнитной безопасности говорят, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств негативно влияет на центральную нервную систему. У детей, часами работающих с сенсорным экраном, возникают трудности с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Это именно то, что я видела сама, когда предложила Ване покидать мяч: он не смог скоординироваться так, чтобы отбить мои подачи, хотя в мои детские годы это упражнение давалось всем без особого труда. Вместо лепки из настоящего пластилина и рисования кистью или карандашом мой юный подопечный водил пальцами по сенсорному экрану. Значит, пострадало еще и развитие мелкой моторики. Это я наблюдала, когда пыталась заставить мальчика застегнуть липучки на сандалиях. Процедура далась ему с большим трудом, поэтому его хватило лишь на одну сандалию, вторую застегивала я.
Страдает и физическое развитие маленького человека: вместо того чтобы бегать и прыгать, он часами сидит практически без движения. Долгое «зависание» с планшетом или телефоном вредно для позвоночника (особенно шейного отдела). Поза в этом случае, как правило, неудобная, часто – просто неправильная, а это приводит к нарушению осанки, восстановить которую бывает очень сложно.
Есть еще один довод против планшетно-мобильной братии – ее использование влияет на появление патологий рук: повреждение связок, растяжение сухожилий, возникновение проблем с пальцами, в частности, с большим. Длительная игра на электронных девайсах утомляет глазные мышцы и негативно сказывается на сосудах, расположенных внутри глаз, а также на сетчатке. От вглядывания в небольшие объекты развивается близорукость, а часто меняющиеся яркие картинки и цвета могут спровоцировать приступы эпилепсии. У детей, регулярно пользующихся планшетом и телефоном, часто отмечается рассеянное внимание и понижение уровня интеллектуального развития. Игры на планшетах и телефонах затягивают ребенка и мешают развитию полезных социальных навыков, а также полноценному общению с другими людьми, приводят к тому, что он становится раздражительным и погруженным в виртуальный мир. Более того, если у ребенка забрать «игрушку», он начинает нервничать и злиться, вплоть до истерики. Многие психологи отмечают, что электронные коммуникаторы приводят к социальной запущенности детей. Ребята перестают играть реальными игрушками, заниматься активными играми и фантазировать, становятся неуправляемыми и зависимыми от планшета.
По-моему, выходит так, что вред для детей от современных электронных устройств очевиден, а польза эфемерна. Теперь буду убеждать подругу изменить отношение к ним и заняться воспитанием ребенка.
Что же делать?
Не идти на поводу у моды, не покупать ребенку дорогую игрушку лишь потому, что у других уже есть. Активнее общаться с собственным чадом, увлекать его прогулками и подвижными играми, спортом, рисованием и лепкой, читать ему вслух. Если «шайтан-машина» уже прописалась в семье, строго ограничить время, которое малыш на нее тратит. Разрешить ребенку играть на ней не более получаса в день. А лучше все игры заменить развивающими приложениями, чтобы он не тратил время попусту. Если дитятко уже основательно подсело на планшетные развлечения, стоит обратиться к детскому психологу.
Анастасия БЕЛЯКОВА