От редакции: Ввиду огромной общественной значимости этой темы мы специально приурочили публикацию данного материала ко Дню защиты детей. Приносим извинения читателям за пугающие иллюстрации к тексту. Мы специально подобрали наименее страшные картинки из многих сотен и тысяч иллюстраций в суицидальных, околосуицидальных и «фоновых» группах, которые ежедневно видят российские подростки. Поскольку все эти изображения кочуют из группы в группу без копирайта, конкретные сообщества, откуда они были скопированы, не указываются. Профессионализм авторов этой демонической продукции очевиден, как и то, что подростками они были много лет назад.
Спустя чуть более двух недель после выхода в «Новой газете» обзорного материала Галины Мурсалиевой «Группы смерти», привлекшей широкое общественное внимание к деятельности в социальной сети вКонтакте суицидальных и околосуицидальных групп, приходится делать следующие настораживающие выводы:
1) Все эти группы, за исключением закрытых Роскомнадзором нескольких сообществ, где подростков буквально открытым текстом призывали совершить самоубийство, продолжают свою «работу».Администраторы и участники околсуицидальных («китовых», по терминологии Мурсалиевой) групп не реагируют на возмущенные посты других пользователей Контакта, публикующих ссылки на статью в «Новой» и т.п. Они вообще никак не реагируют на разразившийся скандал, что было бы совершенно не возможно, если бы эти группы действительно являлись спонтанным проявлением «подросткового творчества», как пытаются уверить общественное мнение адвокаты дьявола — в прямом смысле.
«Манипуляция, которую мы наблюдаем, профессиональна, сайты, пропагандирующие суициды, размножаются и делятся, как раковые клетки, — комментирует происходящее представитель Восточно-Европейского института психоанализа, психолог Александр Лавров. — Это всё видимые факты. Они свидетельствуют о том, что есть кто-то, кому это необходимо, — они умеют решать вопросы своего присутствия в самой мощной российской социальной сети. И не боятся этого».
2) Адвокаты дьявола в лице одного крупного интернет-СМИ и множества отдельных лиц либеральной политической ориентации отстаивают две основные позиции: «ничего страшного не происходит, это просто проявление сетевой культуры — да, жутковатое, но не более того» и «во главе суицидальных групп стоят обычные подростки, пытающиеся привлечь к себе внимание и заработать денег, никакого «заговора» и «сети» тут и в помине нет». Огромные силы и средства, брошенные на убеждение в этом общественного мнения, как минимум, наводят на размышления — в первую очередь, о «крыше», прикрывающей тех, кто толкает в пропасть российских подростков.
И если поначалу организаторов суицидальной сети охватил страх перед неминуемым наказанием, то теперь они вполне поверили в свою безнаказанность. В одной из групп, специально созданной на волне самооправданий деанонимизированных администраторов наиболее засветившихся «китовых» сообществ и криков «это просто подростки» со стороны их покровителей, откровенно издевались над задававшими вопросы об их деятельности. «Закроют это — создадут новые, — вещали админы. — У нас еще не научились проводить профилактику такого социального явления, боюсь что волна продолжится. …Да люди которые этим занимаются есть и думаю что будут всегда пока эта тема с суицидами жива . Остановят эту волну , пойдет следующая . Это социальное явление которое имеет цикличность. …Это просто зачистка планеты от шлака» (здесь и далее — пунктуация авторов). На приведенный пример — в Ленинградской области повесилась тринадцатилетняя школьница, на ее странице вКонтакте — суицидальные фильмы и книги, отвечали: «Мир сходит с ума». Кто же виноват в самоубийствах подростков, по версии админов очередной «китовой» группы? Совершенно верно — государство, которое «не создало условия», а у народа «менталитет такой что на протяжении всей истории мы не уважаем себя и ведем себя как рабы не отстаивая гражданскую позицию. Она отсутствует у нас в принципе».
Подпись под картинкой в одной из «китовых» групп: «Мы не призываем к усициду. Мы оказываем помощь».
Создательница называющей себя «храмом» (отметим это!) группы «Космический кит» (более 160 тысяч членов) некая Александра Крайнова тоже ничего и никого не боится: «Черный пиар тоже реклама) пока что эта ситуация меня только смешит».
3) Резкое «сворачивание» данной темы — принципиально более важной для каждого россиянина, чем практически любая политическая и экономическая новость – заметное уже по прошествии недели с момента выхода материала «Новой» (как и нежелание обсуждать ее по существу, проявленное большинством масс-медиа), явно свидетельствует, что «крыша» этого явления очень «высока». Об этом хорошо сказала Юлия Латынина — как, впрочем, и о мотивах поведения вышеупомянутого интернет-СМИ, приложившего огромные усилия для обеления администраторов околосуицидальных групп.
4) Высказанное Мурсалиевой предположение о том, что не все дети делали решающий шаг совершенно самостоятельно — возможно, им кто-то «помогал» (как, может быть, далеко не случайно рядом зачастую так «удачно» оказывались те, кто снимал «процесс», выкладывая затем ролики в интернет) вообще не обсуждается, хотя это — одно из наиболее страшных звеньев всей схемы, потянув за которое, можно достаточно быстро ее разрушить.
5) Государственные органы, ранее по поводу и без высказывавшие идеи ограничения «свободы Интернета», иногда неуместно революционные, в этот раз почему-то промолчали, хотя повод для введения разумных ограничений не просто достаточен, но прямо угрожает национальной безопасности.
Очевидно, что околосуицидальная пропаганда не получила бы столь широкого распространения, если бы не полная анонимность администраторов соответствующих групп, да и многих их членов. Решение этой проблемы видится как минимум по двум направлениям: путем введения возрастных ограничений на пользование социальными сетями (например, с 14 лет — момента получения паспорта) и полного исключения анонимности в интернете (в частности, через регистрацию по паспорту). Однако ни одна из этих мер даже не обсуждается, несмотря на то, что их введение существенно упростило бы идентификацию не только «суицидников», но и вербовщиков в радикально-исламистские структуры, а также другие опасные для общества неформальные организации (упомянем так называемых «зацеперов» — подростков, цепляющихся за электрички; число погибших в результате этой «забавы» только в Центральной России в прошлом году составило почти полсотни).
Выводы, прямо скажем, неутешительные. Обратимся теперь непосредственно к «китовым» группам. Изучение открытых (общедоступных, не требующих особой процедуры вступления) сообществ показывает, что практически все они (а таковых насчитываются сотни, если не тысячи, и в каждой из них состоят от нескольких тысяч до сотен тысяч (!) подростков) созданы и функционируют, что называется, по одному лекалу.
Практически во всех отсутствует возможность самостоятельной публикации материалов (некоторые имеют опцию «предложить новость», но по контенту ясно, что группа развивается в соответствии с планом администраторов), а во многих — и комментирования. Там же, где комментарии разрешены, их, вне зависимости от количества членов группы (которых, напомним, может быть до нескольких сотен тысяч человек), как правило, очень мало, и все они выдержаны в едином депрессивном, просуицидальном духе. В районе полуночи очень во многих сообществах появляются «заботливые» предупреждения — мол, пора спать — на деле призванные подстегнуть желание еще посидеть в этих группах, хотя бы из чувства противоречия.
Контент групп не является уникальным:
сопливые (или устрашающие) картинки с емкими подписями, повествующими о несчастной любви, одиночестве в семье и мире в целом, предательстве и т.п. кочуют из группы в группу, в том числе неоднократно (раз в неделю, месяц и т.п.) повторяясь в определенной последовательности внутри каждой из них. Если «отмотать» ленту того или иного сообщества на несколько недель и месяцев назад, бросается в глаза, как относительно невинные посты о, к примеру, горечи расставания с любимым, постепенно сменяются куда более жесткими.
Со временем «тяжесть» контента в каждой группе нарастает: в них становится все больше «боли существования», «душевной муки», «непонимания мира» — и на этом фоне обычно появляются «киты».
А там и следующий этап: «Однажды ты поймешь, что все кончено — это и будет начало».
Заметим в скобках, что некоторые (правда, далеко не все) подобные группы одновременно ведут откровенно антирелигиозную, антихристианскую и антироссийскую пропаганду, используя популярные либеральные мемы (Сталин, ГУЛаг, четыре миллиона фронтовиков, попавших в фашистский плен, а затем в сталинские лагеря, и т.п.). В таких сообществах (кстати, о Болотной…) часто повторяется рефен: «Пора что-то менять». Также отметим, что, в отличие от прошлого года (тогда нами изучались про-«игиловские» страницы и группы, занимающиеся привлечением молодежи в эту запрещенную в РФ террористическую организацию), «китовые» сообщества (за исключением нескольких вышеуказанных, отрабатывающих и политическую повестку) вообще не касались темы 9 мая и Великой Победы, находясь исключительно на «своей волне».
Все это позволяет предположить наличие единого центра, создающего контент, администрирующего и определяющего стратегию «развития» групп смерти. Где же он находится? Вряд ли стоит списывать происходящее исключительно на «западную диверсию» (хотя еще весной Лига безопасного интернета сообщала, что в околосуицидальных группах обнаружен контент, изготовленный в Швеции и Германии; многие посты в группах представляют собой русский текст, сопровождающий оригинальный демотиватор на английском языке).
Достаточно странно, кстати, что всего через несколько месяцев после этого заявления руководитель центра информационной безопасности Лиги Никита Медведев уверенно заявил «Российской газете», что «никакой страшной организации, которая решила поубивать наших детей, конечно, нет, основной двигатель — деньги». Однако, даже если бы это было и так (а это не так, в чем, опять-таки, легко убедиться — подавляющее большинство околосуицидальных групп не продают рекламу и не пытаются монетизировать контент иными способами), роль государства в этой ситуации должна была бы проявиться в гораздо более жесткой форме.
Не отрицая полностью «западный след», посмотрим немного глубже. Дело в том, что вся эта «деятельность» вКонтакте не просто не анонимна (в отличие от работы администраторов групп, то есть рядовых «менеджеров смерти») — истинный организатор действа не стесняется своего имени и прямо называет его.
Использовать в своих целях пытаются и Анну Ахматову:
Вот «милая шутка», которую можно встретить во многих группах:
— Обидно, когда тянешься к человеку, а он тебя отталкивает.
— Люцифер, отстань.
В этом месте ждут всех:
Организаторы прямо, недвусмысленно, без экивоков объясняют, куда они ведут своих последователей:
Подпись под картинкой из «фонового» «авторского юмористического паблика» «Маги шутят» (почти 130 тысяч подписчиков), рекламирующего разного рода «эстрасенсорику», «пробуждение магических способностей» и т.п.:
— Пойдём, я покажу тебе волшебную страну.
— Не то, чтобы я был против приключений, но ты не похож на белого кролика.
— Да… Я лучше. Ты пожалеешь, но тебе понравится.
«Лайк» под этой картинкой поставили почти семьсот человек.
«Всё, чего от нас требует Дьявол, — это безмолвное согласие… не борьба, не бунт. Безмолвное согласие», — повествует группа с незайтеливым названием «Ад», насчитывающая без малого 38 тысяч человек. А группа «Вы уже в аду» и соответствующим контентом имеет более трехсот тысяч подписчиков.
Картинка из группы «Ад», собравшая более 17 тысяч «лайков»
Подпись под картинкой: «Однажды я приду изнутри тебя самого, и вся твоя жизнь изменится раз и навсегда»
«Зря вы Оруэлла читали, теперь неинтересно будет», — издевательски предупреждают «китовые» группы. «Что за тип этот Оруэлл?», — спрашивают в комментариях, и становится понятно, что предупреждение адресовано отнюдь не подростковому контингенту околосуицидальных групп.
Тех, кто хочет узнать еще больше, предупреждают уже прямым текстом. После публикации «Новой» (и немногим ранее, при обсуждении «Тихого дома» — откровенно инфернальной темы «третьего уровня интернета») во многих дискуссиях, причем не только вКонтакте, но и на анонимных имиджбордах (форумах), начал появляться один и тот же комментарий. Приведем его полностью: «Не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось. Я вполне понимаю что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых — стоп. Остальные просто не найдут». Нам уже приходилось писать об одинаковых комментариях от разных людей в тексте об «игиловской» пропаганде. Совпадение? Не думаем!..
КГК будет продолжать эту тему.