РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Не секрет, что образовательные учреждения нередко проводят анкетирование и опросы родителей и детей.
Так, в школах, обычно на родительских собраниях «под шумок» выдаются анкеты, вопросы в которых у родителей вызывают недоумение, поскольку затрагивают исключительно частную жизнь семьи и никакого отношения к обучению ребенка не имеют.
Поэтому многие родители либо игнорируют анкеты, либо отвечают на те вопросы, которые считают приемлемыми: анкетирование дело добровольное. Родители могут противодействовать сбору данных о семье, но что делать детям?
Последнее время участились случаи проведения в школах различного рода тестирований и опросов детей во время уроков, и не все дети могут противостоять натиску анкетодателей.
Причем некоторые формы «сбора сведений о частной жизни ребенка и его семьи» приобретают вполне «законный» характер, так как все происходит непосредственно в рамках того или иного предмета.
Как это возможно, спросите вы? – Да все «гениальное» просто: в рамках домашних заданий, которые дети должны выполнить и принести в школу.
Так, если родители учеников начальной школы внимательно пролистают учебники по тому же «Окружающему миру» и рабочие тетради к нему, то с удивлением обнаружат, что там присутствует ряд заданий, которые затрагивают лично ребенка и членов его семьи: ученику предлагается нарисовать план своей комнаты, нарисовать семейное древо, описать, чем занимаются родители, написать свой ежедневный рацион питания и т.д.
В средней школе в учебниках по английскому языку присутствуют задания, в которых предлагается принести фотографии семьи и рассказать о членах семьи в расширенном виде.
Известны случаи, когда дети, которые не приносили на урок фотографии семей или не хотели рассказывать о своей семье, получали двойки и лишь после вмешательства родителей учителя давали альтернативные задания: описать иную семью по картинке.
В одной из школ детям задали написать сочинение «Как я провел лето». Казалось бы, что ничего странного в этом нет, мы тоже писали такие сочинения, но в данном случае требовалось подкрепить рукотворный шедевр соответствующей фотографией. Дети, которые этого не сделали, получили заниженные оценки.
В рамках домашнего задания, при выполнении которого нужно строго соблюдать все требования учителя, дети и семьи становятся «заложниками» и в случае неисполнения могут превратиться в «нерадивых» учеников-двоечников.
Так, в одной из школ Петербурга с завидным постоянством учитель русского языка предлагает писать сочинения. Казалось бы, это здорово, так как дети могут развить свою письменную речь. Однако, есть одно большое «НО»: сочинения всегда группируются в рамках одной темы – «Частная жизнь ребенка и его интересы» и должны быть написаны исключительно на отдельных листах А4!
Например, в 5-ом классе дети должны были написать сочинения «Мой друг» и «Мое любимое животное». Интересно и то, что листы с сочинениями в лоно семьи никогда не возвращаются, а исчезают в стенах школы в неведанном направлении.
В 6-ом классе детям предложили написать сочинения на темы «Моя комната» и «Мой класс». Снова требовалось написание на отдельных листах.
Однако, некоторые дети написали требуемые сочинения в тетради и тогда учительница отказалась их брать на проверку, сказала, что считает задание не выполненным и обещала поставить «единицы», если дети к следующему дню не перепишут эти две работы на листы А4!
Обратим внимание и на то, что учебник по «Обществознанию» для 6-го класса под редакцией Л.Н. Боголюбова напоминает либо учебник по психологии, либо большой «психологический тест», который может скрываться под «вопросами к параграфу».
Все эти наблюдения невольно наводят на мысль о том, что школы «легализовали» сбор сведений о ребенке и семье, введя их в ранг заданий, которые дети просто не могут не выполнить, причем «сочинения» пишутся собственноручно детьми, подкрепляются их фамилиями и у большинства родителей, а тем более детей, подозрений не вызывают – это же обычная домашка! Есть и меры воздействия за невыполненную домашку – наказание неудовлетворительной оценкой, которая снижает «успеваемость».
Известно, что в школах заботятся о «социальном и психологическом» здоровье ученика. Введены «Карты здоровья учащихся», а также «Социальные паспорта школьников», сведения для которых родители предоставляют неохотно, так как большинство вопросов носит сугубо личный характер.
Ну а при «легальных» заданиях в учебниках и на уровне домашних работ можно заполнять эти Карты и Паспорта совершенно свободно, ведь ребенок САМ все предоставил.
Сведения из этих Карт и Паспортов могут обрабатывать психологи и социальные педагоги, так как именно эти люди должны «следить» за «психологическим и социальным» здоровьем ребенка.
Таким образом, можно с легкостью установить материально-бытовые условия жизни семьи, взаимоотношения в семье, предпочтения ребенка, его дружеские связи, его психологический портрет и т.д.
Наши подозрения подтверждаются Порядком межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия, утв. Постановлением Администрации Александровского района Оренбургской области от 26.06.2012 г. № 554-н, в котором прямо написано, что детские сады «организуют ежегодно в период с сентября по октябрь каждого года конкурс детского рисунка по теме «Я и моя семья». Итоги конкурса направляются в комиссию по делам несовершеннолетних» (пункт 8.5.1; см.: http://www.aleksandrovka56.ru/assets/files/NPA/Postan..).
Так что, дорогие родители, будьте бдительны и проверяйте задания ребенка на их приемлемость с точки зрения защиты частной жизни.
Вместо слива информации о своей семье можно предложить учителю и ребенку рассказывать о выдуманной семье: главное же — не детали жизни Вашей конкретной семьи, а умение правильно говорить и излагать мысли.