О дивный, новый мир!
Слово «мультипликация» восходит еще к латыни, где multiplex обозначает «состоящий из многих частей», а также «многосторонний, непостоянный, таинственный, скрытный». Все больше наша жизнь дробится на множество частей, все непостояннее и непонятнее она становится. И все больше и больше в нее входит телевидение, мультфильм, мультипликационная компьютерная игра. Современного ребенка трудно представить не сидящим перед телевизором или компьютером, где по экрану бегают люди, звери и вовсе непонятные существа — озорные, задорные, грустные, грозные… Взрослые воспринимают это как данность: маленьким детям — мультики, родителям — работа и заботы по дому. Таков закон современного мира. К этому привыкли и об этом не думают. Сейчас взрослые не знают, что смотрят их дети. Море программ, каждый день в эфире — новые мультики, чтобы пересмотреть их все, не хватит и жизни. Да и зачем? Ведь мы уже выросли, а наши дети — тоже вырастут и… забудут?
Новорожденный ребенок не приносит с собою в мир никаких знаний. Все, чему он может научиться в этом мире, он усваивает прежде от родителей или из сказок. Вначале через действия, эмоции, а затем и через слово малыш перенимает у родителей и всех окружающих модель их поведения, употребляет в своей речи те же слова, которые он услышал и запомнил от них. Вместе с родителями и бабушкиными сказками первыми учителями малышей в советскую эпоху были веселые и добрые белочки, лисички и зайчики, которые дарили подарки «просто так», помогали своим друзьям, пушистым, как они сами, радовались земляничному дождю и пели песни о том, как хорошо быть вместе.
Детские мультики всегда были сказкой про добрых детей и животных. В нем все оживало: ручеек умел смеяться, облака — скакать, как лошадки. И весь мир смотрел с экрана добрыми глазами на ребенка. А через пять минут дети бежали во двор и смотрели весело на солнце, траву и облака, потому что мир был добрым. И никому не приходило в голову, что первой игрушкой ребенка может стать киборг или трансформер.
Никто не заметил подмену. Просто зверушки стали «разнообразнее». Появились веселые бурундучки — Чип и Дейл, хитрый кролик Багс- Банни, дятел Вуди-Вудпекер, очаровательные кот и мышка — «Том энд Джерри». Под веселую музыку, почти без слов они стали гоняться за кем-то и убегать от кого-то, спорить друг с другом и шутить над своими друзьями. Все они явно делали что-то нехорошее, но было так весело! А отдельно от того, что они делали, эти герои и вовсе казались добрыми. Их глаза — огромные, казалось бы, открытые всему миру, а на деле — неподвижные и черно-белые, гипнотически притягивали того, кто в них смотрел. И зритель уже не в силах был оторваться от экрана — ни через пять минут, ни через двадцать. А чтобы герои не успели надоесть (поскольку делали всегда практически одно и то же), время от времени на экранах стали появляться «Олененок Бэмби», «Белоснежка», «Покахонтас», «Красавица и Чудовище», — то есть прекрасные и добрые сказки.
Они были первыми предвестниками «дивного, нового мира»… А потом на экране изобразились и вовсе непонятные существа: «доброе» привидение с теми же огромными глазами — Каспер, желтолицые со щелками вместо ртов «шутники» Симпсоны, «очаровательные» чудовища «Улицы Сезам», герои из канализационного люка — черепашки-ниндзя. Но им еще далеко было до «летучих героев» Супермена, Бетмена, Спайдермена и знаменитых «Покемонов». На этих-то дети смотрели и вовсе не отрывая глаз. На игру совсем уже не оставалось времени.
И тогда «добрые» американские просветители предложили детям поиграть. Все в те же детские мультики в прямоугольнике экрана. Но — на компьютере.
Там ребенок почувствовал себя не просто участником, а полным хозяином обстановки. Мгновенно были отброшены безобидные миккимаусы и кролики. Осуществлялась заветная мечта всех детей — быть, как взрослые. Почти настоящий пулемет, крылья взрослого дяди Бетмена и — вперед, в одиночку против всех сил зла. В многочасовой (!) компьютерной схватке забудь, что ты маленький ребенок, научись быть злым и жестоким: твоим злом надо победить зло… компьютерных фигурок. И дети стали «как взрослые». Настало время вовсе недетского страха и недетских чувств, отнюдь не добрых. Христос сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»(Мф. 18, 3). Вот в чем была подмена. И то, что добро может быть злым, а зло — добрым, наши дети усвоили четко.
Тогда какая разница между добром и злом?
Маленькие дети часто задают такие вопросы, как, например, чего в мире больше — добра или зла, почему этот герой хороший, а тот — плохой; для них мир полярен, но все же более четко, чем у взрослых, делится на добро и зло. И взрослые тёти и дяди поспешили объяснить: а это вообще неважно, главное — кто кого победит. А там уже все равно, каким будет победитель — плохим или добрым. Ведь он должен будет уничтожить всех остальных — своих врагов…
Недавно общественность потряс случай, произошедший в Самаре. Маленькая девочка выколола глаза спящему отцу за то, что он запретил ей смотреть «Покемонов». К сожалению, трагедия не осталась единственной. Другая девятилетняя девочка ударила ножом в живот соседку по парте. На вопрос, зачем — пожала плечами и сказала, что в фильмах это делают интересней. Шестилетние малыши на коленях своих родителей стискивают кулачки и шепчут: «Папа, я хочу убивать!» На приеме у психиатра выясняется, что это — очередной результат того, что дети с двух лет нажимали курок компьютерной игры… 5 июня 2005 года в Екатеринбурге двенадцатилетний школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов провел за виртуальным убийством в местном игровом клубе.
И тогда психологи стали «открывать заново» то, что они давным-давно знали. Оказывается, маленькие дети не способны отличить экран от действительности, а сказку — от жизни. Все, что они видят и представляют, может быть и уже есть для них в жизни. Взрослые, смотря «ужастик», испытывают страх, но при этом помнят, что на экране — художественный вымысел какого-то человека. Дети, смотря страшный или жестокий мультик, об этом не знают и не помнят. Страх, который они испытывают, превышает поэтому часто даже ту степень, которую может выдержать взрослый.
Жестокость на экране у насмотревшегося на подобное взрослого вызывает антипатию к герою, на жестокости часто не акцентируется его внимание. Жестокость у детей вызывает непонимание и дополнительную дозу страха. Страшно, когда ребенок к ней привыкает. Тогда пропадает не только способность сопереживать чужому страданию, но и интерес к жизни, в которой нет таких «спецэффектов». Уже давно отмечено специалистами, что уровень страха, получаемого от телевизора, — запороговый. Часто взрослые понятия не имеют, что есть мультики «не для малышей». Сами привыкшие к жестокости, они не считают жестоким то, что показывают в мультиках. Вот если бы кино, тогда другое дело — страшно, потому что реально. Они забывают, что для ребенка действительно существует все, что он видит и слышит. В его сознании одинаково реально
Про Фому и Ерему
Имена мультяшных героев Тома (в полной форме Thomas) и Джерри (Jeremy) соответствуют просторечным русским именам Фома и Ерема. Наша народная традиция богата шуточными повествованиями о Фоме и Ереме — двух друзьях, которые делали всякое дело вместе, но ничему не учились, поэтому оканчивалось все каждый раз плачевно. Шутка нужна была для того, чтобы научить детей не быть такими ленивыми. «Били Фому за Еремину вину», — гласит русская поговорка.
Американских Тома и Джерри вполне можно отнести к ярким представителям их национальной смеховой традиции. То, что отличает их от героев русских шуток — изначальная вражда между ними.
Том — кот и как бы не пытался дружить с Джерри, рано или поздно он прогневается на бедную мышку и будет гоняться за Джерри. Да в этом-то и смысл всей шутки. Том вечно преследует мышонка Джерри, чтобы съесть его, а мышонок — Тома, для того чтобы… отомстить. И мстит ему со всею жестокостью. Иначе бы шутка кончилась, а с нею и мультик. Вот такие друзья. Американская шутка ничему не учит. Это пустой смех ради смеха, который не гнушается никакими средствами. Русский «Ну, погоди!», снятый по законам этого жанра, не содержит сцен жестокости, в отличие от своего американского прототипа.
Даже если в диснеевских детских мультиках есть положительные герои, как, например, в мультике «Чип и Дейл…», зло наказывается слишком жестоко, а мотив действий героев при этом — гордость, сами герои постоянно ссорятся между собой.
Это не осуждается, но нужно для того, чтобы было смешно. В «Чипе и Дейле…» музыка тревожная, преимущественные цвета фильма, несмотря на яркость героев, — синие и коричневые, они не способны пробудить радость в ребенке. В западных мультиках нет счастливого конца, даже если все оканчивается «неплохо». (Помните, чем оканчивается мультфильм «Мадагаскар»? Герои наконец дождались корабль, а на берегу остались пингвины, которые радуются тому, что корабль без топлива…).
Каждая новая серия любого американского мультсериала — продолжение борьбы с тем злом, которое… было побеждено в предыдущей серии. Куда здесь до нашего «и жили они долго и счастливо»! Все гораздо «увлекательней» и «современнее». По мнению современных психологов, такая «концовка» западных мультиков приучает детей верить в необходимость и неуничтожимость зла в мире. Его можно лишь на время остановить. Чего стоят одни только «Охотники за привидениями»! В этом мультфильме зло способно становиться добрым, разгуливать по городу, но главное — оно полностью материально, духовного мира нет, борьба со злом сводится к погоне за «привидениями» с… пылесосом. А если нет духовного мира, то нет воздаяния, а зло — забавно и безобидно.
Не менее интересны в этом отношении «Покемоны». Эти мультики для детей (японское зрелище) несут полное разочарование в разумности мироздания: герой, который во всех предыдущих сериях был хорошим, в следующей серии оказывается ужасным чудовищем. На родине этого фильма после демонстрации одной из серий более шестисот человек (и не только детей!) попали в больницу с эпилептическими припадками. Стоит взглянуть на самих покемонов («карманных монстров»), чтобы понять, почему: щели вместо рта, пустые глазницы. Дети усваивают, что добро — лишь «функция», которой может и не быть.
На сегодняшний день стало очевидным, что многие западные мультфильмы и сказки представляют опасность для духовного мира ребенка.
Некоторые из них, как, например, вечерняя «сказка» для младенцев «Телепузики», вполне могут повредить хрупкую психику малыша, привести к отклонениям от нормального умственного развития. В «Телепузиках», например, показывая детям яблоко, сообщают, что «это виноград», о красной краске говорят «зеленая». Все это делается специально для того, чтобы блокировать усвоение правильной информации о мире. После этого уже нетрудно научить ребенка любой лжи в качестве правды. В некоторых американских мультиках образ добра вообще отсутствует. Там есть лишь разнообразнейший набор злодеев и безликие жертвы. Как, например, в одном из них, с умилительным названием «Вампиреныш», где одного из героев так и зовут Жертва…
Почему же дети смотрят такие мультики? — спросят взрослые.
Действительно, многие малыши обычно закрывают руками лицо, прячутся за маму или выбегают из комнаты, когда видят что-то страшное. Им даже не надо говорить: «Не смотри!» Но как уйти, если на экране — такие симпатичные бурундучки или котик с мышонком? Кого-то прищемляют дверью, и он делается плоским, кого-то ударяют тяжелым молотком по голове или поджигают хвост. Но ведь после этого герой — цел и невредим и по-прежнему весел. А в каждой серии ему ох-как достается. Он и жив-то остался на глазах благодарных зрителей ради того, чтобы ему досталось еще и в следующей серии. За что? Просто так, чтобы было смешно.
Ведь не за то же, что бегать за мышкой — вечный закон природы? Зло может быть веселым и привлекательным. Оно может встречаться на каждом шагу и его никто не наказывает. Почему бы не повеселиться? И такая подмена добра и зла происходит в возрасте, когда у ребенка еще не сформировано четких понятий о них! После этого уже не страшно смотреть и на менее прекрасных созданий мультипликационного бизнеса.
Прочному усвоению такого миропредставления способствует… самый простейший гипноз.
Сейчас многие дети жалуются, что им скучно смотреть советские мультики 50-х годов. Зайчики и белочки, все время разговаривающие друг с другом, уже непонятны и неинтересны. Яркие красочные рисунки современной западной кинопродукции, на которых неподвижны — только большие черно-белые глаза, а все остальное меняется под завлекающую, повторяющуюся без конца музыку, заставляют глядеть на телеэкран неотрывно даже взрослого человека. Это гипноз «невольный», за который в суд не подашь. Мало ли на что человек может смотреть часами, не отрываясь? А отвлечься от телевизора действительно трудно. Не случайно мультипликацию используют в рекламе.
Что же можно сказать о виртуальных играх, из плена которых и взрослому подчас нелегко выбраться? А ощущение реальности, столь характерное для детского сознания, в «зазеркальном мире» не покидает и взрослого человека. В этом мире бесконечных сражений и завлекающих спецэффектов понятия красоты и радости сознательно употребляются по отношению к самым ужасным зрелищам. Для чего и ради какой цели мы отнимаем у наших детей их любовь, их красоту и радость? Зачем мы их пугаем?
Одна из особенностей восприятия нами этого мира — неспособность осознавать разумом весь поток получаемых извне знаний. То, что не было замечено сознанием, может беспрепятственно влиять на нас помимо нашей воли.
Диснеевские мультики лишены сказочного начала. Имена их героев — Гайка, Рокфор (сыр) — не пробуждают у зрителей ничего радостного и высокого. А имена героев русских сказок? Царевна Лебедь, Василиса Премудрая, Краса Ненаглядная — гимн Красоте и Премудрости!
Сейчас, когда у родителей все меньше времени остается свободным от работы и забот дня и без мультфильмов бывает трудно соприкоснуться со сказкой, нужно постараться защитить своих детей от страшных и безнравственных мультиков.
Нужно стараться приучать ребенка к книге; прочитанная сказка даст ребенку несравнимо большее духовное богатство, чем снятый по ней мультик. Есть и ещё один хороший выход, который советуют многие детские психологи: превратить телевизор в экран для видеомагнитофона. Хороший мультик развивает ребенка, сообщает ему знания о мире, на всю жизнь оставляет яркие впечатления о красочном и волшебном мире сказки.
Но наряду с ним должна развивать и игра, и живое общение с миром. Дети — большие выдумщики и изобретатели. Они не могут обойтись без творчества. И не важно, если в детской игре стул станет самолетом, а кукольный домик будет разобран, чтобы сделать кровать. Главное — непассивное и неравнодушное отношение к миру. А каким большим будет счастье детей, если с ними вместе играют их родители!