и почему лже-психология так популярна?
Вообще, чтобы зарабатывать с помощью лжепсихологии нужно всего ничего. Вот, пожалуй, основные моменты:
1. Назваться психологом (а еще лучше – таро-психологом, астро-психологом, энерго-психологом, психологом-экстрасенсом и пр.). Учитывая, сколько ВУЗов выдают дипломы психологов, и то, что за называние себя психологом без соответствующего образования Вас не посадят, это вообще очень просто. Достаточно лишь написать у себя на сайте, что Вы психолог. Можно еще поднабрать всяких бессодержательных регалий, которые легко получить и за которыми ничего не стоит, например, стать членом РАЕН или какой-нибудь ассоциации психотерапевтов или коучей – таких «ассоциаций» сейчас полно (опять же: спрос рождает предложение).
2. Придумать несколько бессодержательных, но позитивных рекомендаций, советов, рецептов. Причем, чем проще, глупее и страннее советы, тем лучше – я называю это «принципом Г. Малахова» или «принципом Литвака». Как такое придумать? Да элементарно – просто советуйте то, что противоречит здравому смыслу, например, что разбогатеть можно, ничего не делая, или там курить можно бросить за десять дней и т.д. и т.п. Но все-таки, придумывать рекомендации, советы, рецепты, если и не сложно, то уж точно, долго, правда, есть способ даже рекомендации не формулировать, но об этом чуть позже.
3. Привлечь к себе внимание потребителей. Привлекать к Вам внимание, кстати, будут уже сами лженаучные советы в силу своей парадоксальности, ну и Интернет можно использовать – это бесплатно. Да и, набирая клиентов, не будьте взыскательны – ищите полных идиотов, не брезгуйте социально дезадаптивными субъектами («разведенки», «маменькины сынки» и пр.), топчите тех, кто послабее (инвалидов, пенсионеров), будьте жилеткой и носовым платком даже для самых грязных носов, помните, что Ваша аудитория – это самый низ – всех берите, ни от кого не отказывайтесь. И опять-таки, я называю это «принцип Михайлова».
Вот, собственно, и все. Даже палатку открыть, на мой взгляд, сложнее.
Сложности могут возникнуть на следующем этапе – ведь пришедшим к самопровозглашенному психологу клиентам надо что-то вещать, во что-то их вовлекать. Но и тут принципиально непреодолимых барьеров нет. Главное – держите марку и не выходите из образа.
Говорите чушь и заставляйте клиента делать странные вещи, выполнять странные задания. Помните, что клиент – всегда дурак и склонен Вам верить.
Применяйте жесткое давление («ты – тряпка!») или же давление помягче («твои родители, очевидно, издевались над тобой»).
Навязывайте клиентам комплексы. Навязывайте клиенту проблемы. Помните: нет здоровых людей – все невротики или, по крайней мере, имеют невротические симптомы, невротичность.
Ищите причины проблем где угодно, но только не в тех факторах, которые, действительно, порождают проблемы:
обращайтесь к детству клиента (он все равно его плохо помнит);
говорите о том, что скрывается в подсознании клиента (на то оно и подсознание, чтобы он не осознавал, что там есть);
пусть обвиняет других в своих неудачах (родителей, неподходящее социальное окружение, сложных людей и маленьких диктаторов и т.д. и т.п.);
обязательно привносите в общение мистический, магический или оккультный аспект (энергетика, астрология, «случайности не случайны»), говорите об архетипах и коллективном бессознательном;
учите влиять и защищаться от влияния – пусть клиент видит мир как набор влияний и попыток воздействия;
рассказывайте клиенту истории и просто сказки: послушать сказочки все любят, а Вы еще и скажите, что проводите сказкотерапию, а рассказываемые Вами нарративы имеют целительную силу;
и т.д. и т.п.
Как видите, не нужно особых способностей, чтобы чем-то занять клиента, не выходя при этом из образа психолога. Все, чем Вы занимались до психологии, можно пустить в дело. Особенно, если до этого Вы занимались какой-нибудь мистикой, астрологией, фольклором, магией, картами таро, экстрасенсорикой и пр.
Кому-то Вы в любом случае поможете – чисто случайно. Кому не поможете – предлагайте следующую ступень, используйте манипулятивный прием «прежде чем станет лучше – станет хуже». Если все равно не помогает – объявляйте неизлечимым, симулянтом, обвиняйте его в том, что он сознательно саботирует процесс, и гоните прочь от себя.
Итак, построить лжепсихологический бизнес, как видим, действительно, довольно просто. И это лишь один из факторов, под влиянием которых лжепсихология в России процветает.
Конечно, в рамках небольшой статьи невозможно рассмотреть все причины расцвета лжепсихологии в нашей стране, но, как представляется, мне удалось затронуть наиболее существенные факторы.