Главная >

МОЖНО ЛИ СТАТЬ УСПЕШНЫМ ЗА ТРИ ДНЯ, или ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПСИХОТРЕНИНГАМИ?

Сегодня очень популярными становятся так называемые «успешные тренинги». Участникам обещают «золотые горы» всего за три дня: резкие изменения к лучшему во всех сферах жизни от здоровья до личной жизни. Правда, за немаленькую оплату. Об этих тренингах ходят темные слухи, самим участникам запрещено говорить, что там происходит. Почему же люди не зная броду, суются в воду? Мы решили разобраться, что же такое «Лайф-Спринг», «ЭСТ», » Синтон» и т.п. Вот что мы выяснили: 

В 1968 году в США Александр Эверетт основал первый тренинг «Mind Dynamics» («Динамика Разума»), а позже и одноименную компанию, ставящую целью подготовку человека к наступлению так называемой «Эры Водолея» (New Age), то есть к неоязычеству. На основе сайентологии, психокибернетики, дзен-буддизма, индуизма, идей Зигмунда Фрейда и Наполеона Хилла Эверетт изобрел методику обучения технологиям «личностного роста, осознания истин бытия, практики лидерства и командной эффективности» под названием «трансформация». 

Выпускники «Динамики разума» решили продолжить дело Эверетта. Тренинги дробились и множились, получали новые названия, хотя их содержание от этого не менялось. Из США они стали «экспортироваться» в другие страны, и в 90-е годы появились в России: «Синтон», «ЭСТ», семинар «Путь к себе», «Сеть вдохновения», «Шаг в будущее»… И, наконец, организация «Лайф-Спринг» (Lifespring — «Весна жизни»), которую Русская Православная Церковь, а также многие эксперты в России и за рубежом считают одной из наиболее опасных тоталитарных сект. 

Опасность подобных тренингов в том, что они применяют методы «перепрограммирования» психики, манипулирования, гипноза, медитации. Работа строится по принципу сетевого маркетинга: для перехода на следующий этап обучения ученику нужно привлечь на первую ступень определенное количество новичков. И хотя каждый новый уровень стоит все дороже, участники втягиваются и уже не могут остановиться. 

С первого же занятия они оказываются в ситуации искусственно созданного стресса. Тренинг проходит с раннего утра до поздней ночи, участникам почти не дают есть, пить, выходить в туалет, разговаривать можно только с разрешения тренера. Их всячески унижают, кричат на них матом. Поощряются половые отклонения, что приводит к усугублению психических травм у участников тренингов. При этом у них формируется психологическая зависимость от тренинга, они отвыкают от реальной жизни. Но обо всем этом мало кто знает — ни сами жертвы психокультов, ни их родственники, как правило, в милицию или в центры психологической реабилитации не обращаются. О том, что происходит на подобных психотренингах, подробно написано в уникальной книге Люка Рейнхарда «Трансформация». 

Прокомментировать проблему психотренингов мы попросили отца Петра Коломейцева, священника храма Спаса Нерукотворного на Сетуне при Кунцевском кладбище, коррекционного психолога, сурдопсихолога, преподавателя Образовательного центра для выпускников Детских домов. 

Вообще корни жесткой установки на успех надо искать в Швейцарии, в Женеве, где родилось учение Жана Кальвина и протестантов первой волны реформации. Они утверждали, что успешен тот, кого Бог предназначил для вечного спасения, и во внешней респектабельности видели признак «доброго христианина». В какой-то степени эту точку зрения позаимствовали у кальвинистов и другие ветви христианства, причем, особенно она прижилась в Америке у протестантов второй волны реформации. Там же со временем появились и тренинги, «дающие установку на успех». 

Сейчас психотренинги типа «Лайф-Спринг», «Синтон» и им подобные пользуются большим спросом. А между тем они очень опасны для человеческой психики, ведь произвольно взятые психологические приемы и духовные практики являются хакерским взламыванием защитных механизмов личности. Для тренеров главное — заработать побольше денег (этот бизнес действительно приносит большие доходы, причем без особых усилий), а до людей им нет дела. В Америке система психотренингов дала сбой после того, как некоторые их выпускники стали попадать в психиатрические клиники или кончать жизнь самоубийством. Сегодня в США набирает силу христианская психология, которой вполне успешно и профессионально занимаются те же протестанты. А «успешные» психотренинги осваивают новые рынки, в том числе и Россию. 

Их основные клиенты, как правило, — люди слабые, не имеющие достаточно твердой жизненной позиции, чтобы самостоятельно решать свои проблемы. Но попадают туда и сильные, вполне самостоятельные личности — кто-то поддавшись моде, кто-то просто на всякий случай, как покупают талисман «на удачу» или обращаются к какой-нибудь бабке-колдунье, чтобы «заговорила на успех». Душа неверующего человека чувствует пустоту, и он торопится заполнить ее, пусть даже суррогатом. 

Тренинги обещают сделать человека успешным «за 3 дня». Как? Людей учат легко относиться к унижению: их оскорбляют, кричат на них матом, помногу часов не дают им есть, пить, вставать, выходить из помещения, применяют к ним массовый гипноз. Говорить участникам можно только с разрешения тренера. В итоге у людей вырабатывается равнодушие к внешним обидам, к внешнему миру, к другим. Говоря на современном жаргоне, им все «фиолетово», даже если рядом кому-то нужна помощь, кто-то умирает. Тренинги учат: если видишь что-то сильнее себя — пригнись, пусть даже лицом в грязь. А если, распрямившись, увидишь что-то слабее тебя — наступи. При этом людям внушаются две противоположные установки: «ты ответственен за все, даже за то, что у жены твоего друга рак», и «ты — машина, живущая инстинктами и рефлексами, и ни за что не отвечаешь». Постмодернизм — идеальная среда для сосуществования столь противоположных убеждений, поскольку в основе его лежит дуализм, равенство добра и зла. Все относительно: ты можешь одного ребенка избить и отнять у него мяч, а другого погладить по головке и отдать мяч ему. Ты можешь до обеда вести себя как христианин, а после обеда — как сатанист. Вот только никто не предупреждает, что постоянное культивирование в человеке подобного дуализма приводит к разрушению его внутреннего мира, к душевному расстройству. 

После тренинга люди испытывают эйфорию и стремятся возвращаться к ней снова и снова — это состояние сродни психологической наркомании или алкоголизму. Эта эйфория способна притупить боль, на время заставить забыть о проблемах. На самом деле они остаются, и их надо решать. Но если человек понимает, что настоящего облегчения он здесь не получает, его выкидывают в середине тренинга как «неспособного стать успешным». Я встречался с такими жертвами тренингов с искалеченной психикой. Для них это, конечно, было большой травмой. Хорошо, что некоторые из них приходили к пониманию того, что мирской успех не главное в жизни христианина. Подлинный успех нельзя получить за три дня «с черного хода» не прилагая к этому труда и молитвы. 

Если же человек остается в системе тренингов, идет дальнейшее умерщвление его души, совести, погружение в страсти. И тогда законы психологии начинают работать как кривое зеркало. Если нормальное зеркало отражает твою болезнь и показывает, что именно нужно лечить, то кривое — помогает не обращать на нее внимания. Это называется «снять комплекс вины», который тебя разрушает, и «полюбить себя целиком». Но одно дело полюбить в себе образ Божий, свою сущность, то лучшее, что Он в тебя вложил, а другое — страсти, и, вместо того, чтобы бороться с ними, еще больше разжигаться гневливостью, завистью, похотью, заглушая голос совести. 

К выпускникам тренингов действительно приходит успех, правда временный. После «тренировок» они чувствуют некое опустошение, облегчение боли, наружу вырывается сгусток эмоций — и появляются силы для достижения задуманных целей. Но поскольку в эзотерической психологии отсутствует элемент покаяния, там нет и настоящей психологической проработки. Это все равно что время от времени вскрывать рану, выпускать гной, давать обезболивающее, а потом опять замазывать ее грязью. Не происходит настоящего катарсиса, очищения души, которое дает человеку Православие через таинства исповеди и Причастия. 

Выздоровление, как правило, процесс болезненный. Когда человек начинает отходить он наркоза психотренинга, его начинает мучить совесть: а как же те, через кого я переступил? Ведь я их использовал, а они — такие же люди, как и я… Это душа пытается предупредить человека об опасности, значит, она жива — и этому надо радоваться. Конечно, никто не призывает быть мазохистом. В конце концов, Иуда Искариот каялся-каялся и повесился, а апостол Петр покаялся — и Христос его простил. Но система психотренингов учит: любая боль — это дискомфорт, надо от нее избавляться. 

По сути, психотренеры лишают человека совести. А значит, и возможности услышать глас Божий. И он идет к успеху по головам, манипулирует своими близкими, друзьями, коллегами. Но успех, купленный такой ценой, может оказаться недолговечным. В итоге человек может оказаться у разбитого корыта. Приложив столько сил, потеряв друзей, отвернувшись от близких, наделав долгов, чтобы оплатить тренинги, он так и не стал ни по-настоящему успешным, ни счастливым. 

Американцы осознали это первыми. О «крушении американской мечты» писали еще Джек Лондон («Мартин Иден») и Фрэнсис Скотт Фитсджеральд («Великий Гэтсби»). У Джерома Сэллинджера есть рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка». Эта рыбка, которую автор сравнивает с американским обществом, очень похожа на человека в погоне за успехом: чтобы прокормиться, ей нужно всего несколько бананов, но она ест и ест, пока не лопается. Зачем? Просто потому что не может насытиться. 

Между тем, успех — понятие вполне православное. В нашей истории были вполне успешные и обеспеченные люди, которые не только меценатствовали и помогали неимущим, но даже вошли в сонм святых. А сегодня даже серьезные психологи говорят: альтруистическая, христианская позиция более сильная и здоровая для психики. Люди, придерживающиеся христианских ценностей, здоровее с психологической точки зрения, им легче найти выход из сложных ситуаций и смириться с тем, чего уже не изменить. И если методы психотренингов помогают человеку пробить себе дорогу в тупик, то христианская психология просто выводит его на другой, спасительный для души путь, опирающийся на твердую почву веры. А с верой можно преодолеть любые трудности. 

Беседовала Елена Меркулова.

Другие статьи

Сайт на обслуживании