Современный мир диктует свои условия, и сегодня каждый, кто не имеет мобильного телефона, считается, как минимум, человеком со странностями. А что уж говорить о детях и подростках, которые мало того что помешаны на гаджетах, так еще и хотят быть не хуже сверстников.
Но за стремлением иметь телефон, планшет, компьютер, электронную книгу мы забываем о том, как это все может отразиться на зрении. Особенно – незрелом зрительном аппарате ребенка.
Согласно исследованиям ЮНИСЕФ, 40% детей в возрасте 8-10 лет постоянно присутствуют в интернете. В возрасте 14-16 лет таких детей уже 68%.
В чем опасность гаджетов для зрения ребенка, Здоровые люди спросили у Елены Чайко.
Внимание, опасные для зрения гаджеты!
Мобильные телефоны облегчают нам жизнь, позволяя постоянно находиться на связи, контролировать своего ребенка, помочь ему в экстренной ситуации. Однако можно ли считать нормой постоянное многочасовое сидение ребенка в социальных сетях, за компьютерными и мобильными играми? Ведь это не только приводит к потере навыков общения, асоциальности детей, раскоординированности их действий, но также мобильные телефоны портят зрение.
Как показали исследования американских ученых, риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!
Как минимизировать вредное воздействие гаджетов на зрение детей?
Самый действенный способ сохранить здоровье ребенка – ограничить время, которое он проводит перед монитором.
Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс — 10 минут в день, 2-4 классы — 15 минут, 5-7 классы — 20 мин, 8-9 классы — 25 мин, 10-11 классы — 30 мин, после перерываможно продолжить занятие еще в течение 20 мин.
С какого возраста можно давать в руки детям мобильный телефон, планшет?
Малышей до 3 лет не стоит приучать к играм на мобильном телефоне, компьютере, планшете или пользоваться видеодисплейными терминалами (гибкие устройства для ввода/вывода информации и управления ею). Мультики и фильмы им лучше смотреть на большом экране телевизора, а не на мелких экранах гаджетов.
Ребенку школьного возраста уже можно пользоваться планшетом, но все же лучше отдавать предпочтение компьютеру.
Причем стационарному, а не ноутбуку, в котором клавиатура совмещена с экраном, что не дает возможности регулировать расстояние от экрана до глаз. Помните, что работа на слишком близком расстоянии от экранов провоцирует спазм аккомодации — следите за расстоянием от глаз до экрана телефона, планшета.
Желательно, чтобы ребенок школьного возраста пользовался мобильным телефоном только при необходимости: например, для связи с родителями, когда он один посещает кружки, тренировки и прочие занятия.
Электронные книги: польза или вред?
В век цифровых технологий бумажную книгу все чаще заменяют электронной. Даже в школах в порядке эксперимента начинают использовать ее как альтернативу учебникам или громоздким произведениям классиков.
С одной стороны – удобно, в одном девайсе можно уместить все учебники, что сильно облегчает портфель. Но с другой – электронная книга оказывает негативно влияет на зрение.
При выборе ридера отдавайте предпочтение моделям, в которых используются «электронные чернила» и нет подсветки. Однако, даже технология E-ink не может в полной мере обезопасить зрение ребенка, поскольку изображение все так же состоит из множества точек и не является непрерывным.
При длительной работе с электронной книгой и компьютером у ребёнка усиливается концентрация внимания, из-за этого уменьшается число мигательных движений век, что ведет к недостаточному увлажнению глаз и развивается синдром «сухого глаза». В этом случае помогут глазные капли, замещающие слезную жидкость.
Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка? Мнение эксперта
- Рабочее место: компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки. Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем.
- Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них.
- Не работать в сумеречных условиях за компьютером. Освещённость помещения должна составлять 300-500 лк.
- Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватт и лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
- Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
- Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
- Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов. У планшетов и смартфонов маленький экран.
- После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.
И самое главное – служите примером своему ребенку. Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн.