ПРОСТОЙ СПОСОБ ИСПОРТИТЬ ВКУС РЕБЕНКА С ДЕТСТВА. Очень интересная статья про иллюстрации к современным детским книгам.

Признаюсь, название статьи взято из блога Варламова. Очень уж оно мне понравилось, только в моей статье речь пойдёт не о дизайне детских комнат, а о книгах. Потому что в Российских реалиях книгами вкус испортить намного проще — некачественную картонку можно купить за 50 рублей, а в дизайн комнаты надо вкладываться…. Практически все картинки взяты с сайта Лабиринт, потому что я такие книги не покупаю… Почти… А зачем всё-таки покупаю некоторые страшные картонки, можно будет почитать в другой моей статье.

О хороших книгах и иллюстраторах я уже писала, сегодня речь пойдёт о плохих. И очень плохих. На самом деле всё просто: если вы хотите узнать, какие иллюстрации плохие и как рисовать не надо — смотрите любую книгу издательства «Проф-Пресс». А если вы хотите хорошие иллюстрации, печать и оформление — то берите любую издательства «Мелик-Пашаев» 🙂 Но это в теории, потому что иногда нужна определённая сказка, и она выпускалась только другими издательствами. Кроме того, на книгах «Мелика-Пашаева» можно разориться. Так что посмотрим, что такое хорошо и что такое плохо в оформлении детских книг.

Прежде чем перейдем к примерам, стоит отметить один момент. До существования компьютерных способов рисования детские книги, как правило, иллюстрировались качественно. В СССР до книг в принципе не допускались откровенно плохие художники, при этом было очень много замечательных иллюстраторов, известных во всем мире. А вот в 90е годы в России началась безвкусица абсолютно во всех областях, и дети в это время (я тоже) росли, впитывая всё это безобразие. Поэтому сейчас у большинства молодых родителей нет интуитивного понимания, что красиво, а что нет. Посмотрите на отзывы (хотя бы на том же Лабиринте): на откровенный шлак кто-то оставляет отзывы в духе «очень красивые, красочные иллюстрации, моему ребёнку очень нравится эта книга!». Видимо, забывая, что если с рождения кормить бургерами, то и их ребёнок будет любить. Хороший вкус, что в еде, что в искусстве, нужно прививать. И нам, взрослым, приходится это делать с трудом. Но если окружать малыша с детства правильными книгами, картинами и дизайном, то хороший вкус будет «зашит в подкорку». Я хочу, чтобы у моего ребёнка и других детей, которые сейчас рождаются и растут, чувство вкуса было на глубоком, интуитивном уровне. Тогда мир будет красивее и приятнее 🙂 При этом среди современных художников тоже есть талантливые, и не стоит называть все современные иллюстрации «фотошопным качеством». Поэтому я и решила составить этот обзор — чтобы выделить «маркеры», которые всегда сопутствуют плохим картинкам и правила, которых всегда придерживаются настоящие художники! Давайте не будем кормить халтурные издательства нашими деньгами, а наших детей — их мусором!

ММаркер 1. Копипаст

ККоллажи

Если художник «напихал» кучу разрозненных картинок вместе, то это не художник, а «пихатель». Посмотрите, вот здесь, например, просто взяли отдельные изображения чего-либо и составили из них коллаж. Очень плохой коллаж:

Коллаж из разрозненных фигур — ПЛОХО

При этом не путайте коллажи из готовых рисунков с коллажами из каких-либо материалов. Во втором случае может быть очень художественно и красиво:

Художественный коллаж из растений — ХОРОШО

ООдинаковые лица

Если каждое следующее личико/мордочка напоминают вам предыдущую, это значит, что всё сделано по одному шаблону. Это маркер плохого издания.

1 из 2
Разные животные по одному шаблону — ПЛОХО

У настоящих художников каждое животное имеет свой характер. Посмотрите, например, на рисунки Рачёва:

1 из 2
Каждое животное в сказке имеет свой характер — это ХОРОШО.

ММаркер 2. Пренебрежение

Хорошие художники прежде чем иллюстрировать книгу, внимательно её читают, изучают время и место повествования. Например, «одевают» персонажей в костюмы определенной эпохи и страны, рисуют соответствующие атрибуты. Плохие художники рисуют, не думая.

ППренебрежение физикой

Например, тень от солнца может быть с противоположной от правильной стороны:

Тень с той же стороны, где солнце — это ПЛОХО.

ППренебрежение анатомией

Часто можно встретить иллюстрации, где неестественно повернута голова, туловище… Или, например, как на этой картинке: если мысленно представить, как расположены ноги у девочки, то ничего хорошего не ждите 🙂 Совершенно непонятно что с ногами — я так же рисовала в детстве, когда не могла нормально нарисовать ноги (авось, платье всё скроет). Но это же книжка, а не рисунок ребёнка!

Эта книжка будто нарисована в 90е… Спадающие с волка «рэперские» штаны, свиньи куда-то тащат телевизор… Но вообще, я просто хотела сказать, что у девочки что-то явно не то с ногами (просто попытайтесь представить, как расположены ноги под юбкой). И это ПЛОХО.

ППренебрежение географией

Часто встречаются картинки, пренебрегающие географией: например, пингвины изображены вместе с белыми медведями. Это, кстати, не просто книга, а энциклопедия, которая вообще должна на всех смысловых уровнях прививать ребёнку правильное и реальное. Можно, конечно, попытаться оправдать книгу: мол, здесь сказано только про Север, а не конкретную Арктику… Но, позвольте, именно Арктика находится на Севере, и пингвинов там нет.

Пингвины изображены вместе с белыми медведями на Севере (по сути в Арктике).

ДДругие ляпы

Я не буду здесь перечислять все науки, суть, я думаю, ясна. Если художник «халтурит», то в его картинках могут быть любые ляпы. И если даже редакторы не обратили внимание на эти картинки, то это маркер некачественной книги.

ММаркер 3. Негармоничные цвета

ННегармоничная цветовая палитра

Есть такое понятие — «цветовая гамма». Думаю, некоторым мамам оно знакомо, в некоторых методиках есть такая игра на развитие художественного вкуса: по картинке составляется набор (палитра) используемых цветов и оттенков, а ребёнок потом ищет пары «картинка» — «палитра». Если цвета и оттенки сочетаются между собой, то это называется цветовой гаммой. Если нет, то картинка считается не гармоничной.

Как определить, если вы не художник, какая цветовая гамма картинки? Есть такой сервис (их много, но для наших целей лучше всего подойдет этот). Вставляем туда файл с картинкой и нажимаем кнопку «Create palette». По палитре зачастую проще (чем по картинке) на глаз оценить, подходят ли цвета друг к другу. Если возникают сложности, можно дополнительно поиграть с колесом.

ССлишком много цветов

Первый параметр, который можно определить с помощью сервиса — это наличие слишком многого количества цветов. В народе это называют «аляпистой» картинкой. Правда, некоторые считают, что это просто яркая картинка. Посмотрите, например, на обложку книги:

Много различных цветов в палитре — это ПЛОХО

Про неё в отзывах чаще всего можно встретить «красивые, яркие картинки». Но посмотрев на цветовую палитру изображения, всё встает на свои места: слишком много разных цветов в палитре свидетельствуют о негармоничности.

Теперь посмотрите на обложку той же самой книжки, но иллюстрированной художником Комаровым. Видно, что различных цветов очень мало, при этом оттенков одного цвета много. Я специально выбрала немного утрированный пример, чтобы разница была более видна. Но на самом деле если брать Колобка в иллюстрациях Васнецова, Рачёва и других известных художников, то в палитре мы увидим по сути то же самое: мало цветов и много оттенков. Но при этом их иллюстрации выглядят ярко и сочно, но не «аляписто».

Мало цветов, но много оттенков — это ХОРОШО

ММаркер 5. Лишние элементы в книге

ДДекорации из 90х

Сюда входит то, что точно не должно присутствовать в детской книге: двигающиеся глазки, мелкие стразы и блёстки.

Глазки и стразы — ПЛОХО

ДДополнительные элементы

Это могут быть «развивающие», «декоративные» и прочие элементы в книге. Например, простейший звуковой модуль, часть погремушки, часы, пластиковые колеса, хоботы, в которые вставляется палец… Как правило, если они присутствуют, это маркер низкосортной книги. Может быть, когда-нибудь, такие элементы научатся использовать с умом, но пока это не так. Тем не менее, это не абсолютный маркер — возможно, уже существуют хорошие книги с чем-то из этого списка. Просто такие вещи, как правило, используют издательства, уделяющие мало внимания качеству иллюстраций.

Игровые элементы чаще всего сопутствуют плохому дизайну

ММаркер 4. Неудобство

Если вам неудобно читать книгу, то это прекрасный маркер того, что её покупать не надо. В каких случаях книга становится нечитабельной?

ШШрифт режет глаз

Если на шрифте заостряется глаз, то это признак непродуманного дизайна. Плохой шрифт может быть слишком суженный, расширенный, «прыгающий», с тенью, чрезмерно мелкий, ещё хуже — солянка из нескольких шрифтов…

Неудобочитаемый шрифт почти всегда ПЛОХО

ТТекст плохо виден

Если текст практически сливается с фоном, если под шрифтом серо-буро-малиновый фон — это плохой дизайн.

Более подробно об оформлении детских книг рекомендую посмотреть тут.

Если под текстом неоднородный фон и текст читать сложно — это ПЛОХО

ММаркер 5. И главное, и детали нарисованы одинаково

ДДеталей практически нет

Если картинка выглядит так, будто каждую её отдельную часть просто залили однотонной краской (или в лучшем случае двумя), то это рисовал не художник, а маляр. Кроме того, на подобных иллюстрациях совершенно отсутствуют мелкие детали.

Если картинка выглядит так, будто каждую её отдельную часть просто залили однотонной краской, это ПЛОХО

Напротив, посмотрите, как выглядит хороший рисунок. Детали (листики, корни деревьев) обозначены, но при этом не прорисованы слишком детально (как на фотографии). Для поля, неба и деревьев используется много разных оттенков.

ННе выделено главное

Главное обычно выделяют другим цветом и тоном. Иногда — более детальной прорисовкой. Если на рисунке много различных цветов, то выделить главное уже не получится.

Здесь, например, внучка сливается с фоном по тону. Это ПЛОХО

Чтобы понять, сливается ли главный герой с фоном по тону, можно сделать изображение черно-белым:

В черно-белом варианте видно, что внучка сливается практически полностью.

Как правило, хорошие художники умудряются одновременно и ненавязчиво прорисовать детали, и выделить главное.

Девочки выделены и тоном, и цветом. Фон при этом детальный, красивый, но выглядит именно как фон, ненавязчиво. Это ХОРОШО.

ММаркер 6. Плохой дизайн

ППсевдодизайн

«Дизайн страниц» может включать в себя, например, непонятную рамку на каждой странице. Или вокруг каждого рисунка. Рамка при этом может совершенно не подходить к иллюстрациям ни по цвету, ни по стилю…

Непонятные рамки вокруг рисунков — это ПЛОХО

ННагромождение иллюстраций и цвета

Есть такое мнение, что «белая бумага — это и есть книга». Это значит, что если всё пространство заполнено рисунком, то книга книгой уже не воспринимается. С этим, конечно, можно поспорить: в последнее время появилось много полностраничных качественных иллюстраций. Но лично я с таким утверждением согласна, мне сложно воспринимать, например, такие книги:

В принципе, сами иллюстрации неплохие, однако сложно долго сосредотачиваться на таких книгах. Не хватает белого или хотя бы светлого, гармонично вплетенного в рисунок. Здесь белый фон для текста выглядит довольно искусственно.

Даже полностраничные иллюстрации могут быть не такими агрессивными, например, за счет неба:

А мне больше по душе всё-таки белые страницы с каким-то рисунком не на всю страницу. От них меньше устают глаза и остается свобода для собственной фантазии.

ММаркер 7. Плохая композиция

ККомпозиция самого рисунка

Коллажи из первого пункта статьи почти всегда имеют проблемы с композицией. Потому что халтура — она и в Африке халтура. Если художник именно рисует иллюстрацию, то проблем с композицией, как правило, не бывает — видимо, этому успевают научиться все 🙂

ККомпозиция страницы

А вот с композицией страницы целиком проблемы встречаются намного чаще.

Коллаж из стихов в рамке и разрозненных картинок — это ПЛОХО

ММаркер 7. Отсутствие целостности книги

ССборная солянка художников

Если одну и ту же книгу иллюстрируют несколько разных художников, то важно найти что-то их объединяющее, чтобы книга смотрелась цельно. Если издательство пыталось сделать книгу цельной через рамки на каждой странице (как было рассмотрено выше) — это ни чему хорошему не приведет. В статье сложно передать ощущение от книги целиком, но посмотрите на примеры (полистайте книги в Лабиринте) «Круглый год» иллюстрировали многие художники, но сама книга сделана цельно и гармонично.

Книга иллюстрирована многими художниками, но сделана гармонично — это ХОРОШО

Но чаще всего сборники стихов напоминают именно солянку. Даже те сборники, которые рекомендовала я, выглядят не цельно. Почему же я тогда их рекомендовала? Потому что альтернативы нет. Если не покупать один сборник, то придется покупать много-много книг разных иллюстраторов. Вот странички из книги «100 стихов малышам»:

1 из 4
Книга иллюстрирована многими художниками, но смотрится как солянка — это ПЛОХО

ООтсутствие единого стиля

Даже если художник только один, то книга всё равно может смотреться недостаточно цельно. Сложно описать именно в этом пункте, чего не должно быть, проще сказать, как должна выглядеть хорошая книга.

  • По идее, чтобы понять, цельно ли смотрится издание, нужно делать раскадровку всех страниц книги — то есть на одном листе печатать все страницы и смотреть, как они выглядят все вместе. Понятно, что мы, читатели, так делать вряд ли будем. Поэтому при просмотре книги надо пытаться делать раскадровку мысленно.
  • Если книга сделана с использованием единой модульной сетки, это хорошо. И на самом деле, если она присутствует, это чаще всего говорит о хорошей работе издательства и с большой вероятностью весь остальной дизайн будет приличным. Модульная сетка — это как бы разметка, которая позволяет упорядочить различные элементы страницы: картинки, текст, схемы, заголовки и пр. Подробнее об этом можно почитать в этой статье.

ЗЗаключение

На самом деле проблем с детскими книгами просто масса. И дело не только в иллюстрациях и дизайне, но и в содержании. Даже в детских энциклопедиях бывает ворох ошибок! Поэтому книги нужно выбирать очень-очень тщательно.

Мои статьи могут вам в этом помочь:

Как выбрать русские народные сказки

Потешки в иллюстрациях Васнецова

Ещё на тему можно почитать:

Для чего малышу читать книги

Как не должны выглядеть книги для малышей

В своей группе Научигра я пишу статьи по осознанному выбору книг, игр, про гармоничное развитие ребёнка. Подписывайтесь, если вам понравился мой обзор.

Добавить комментарий

Форма обратной связи





Я согласен на обработку персональных данных.

×