Среди активных родителей набирает обороты новое веяние: недовольные современными учебниками, они отказываются от школьного образования и учат детей по книгам 1930-40х годов. Почему и чем это чревато? Разберёмся с адептом такого обучения и учителями.
Учебники, от которых седеют родители
– В 2015 году у меня ребёнок пошёл в первый класс. Она отучилась у меня там пять дней, и я её забрала. Пока она там эти пять дней училась, я полистала её учебники – и у меня волосы встали дыбом и поседели.
Петербурженка Мария Руткаускас, мама двух дочек, одной из которых уже десять лет, является создателем проекта «Семейное обучение по советским учебникам» и одноимённой группы в соцсети. Собственную старшую дочь Мария обучает дома по учебным материалам сталинских времён – 1930–40х годов.
Три года назад Мария вместе с мужем и ребёнком переехали из Петербурга в деревню на берег Волги, а дочь перевели на домашнее обучение. Тогда же и появился проект – практически сам собой, по словам женщины. Идея вернуть в систему образования учебники, изданные восемьдесят лет назад, пришла в голову не только Марии, но и «многим людям одновременно», как отметила сама петербурженка.
Сталинский букварь – российским городам
Движение за возврат к «советскому образованию» и сталинским учебникам существует уже несколько лет. Активисты указывают на то, что современные учебники, по их мнению, гораздо хуже структурированы, да и в целом не дотягивают до сталинского качества. Кроме того, важен для идеологов этого движения и морально-этический аспект.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/21360/wkBzNDr14Lc.jpg)
В Петербурге, а также Самаре, Саратове, Тольятти, Сызрани и других городах России ведётся набор детей в небольшие классы, преподавание в которых будет вестись исключительно по сталинским учебникам. В Севастополе есть школы, где обучение уже переведено на материалы 1930–40х годов.
А чтобы у детей не возникал когнитивный диссонанс, активисты общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» («РВС») сами переиздали основные учебники сталинских времён для начальных классов. В переизданных книгах, как рассказала Мария Руткаускас, нет «пионеров и стахановцев», зато полностью сохранён учебный компонент. Среди «новых советских учебников» – «Букварь», «Арифметика» за первый и второй класс, «Русский язык» и «Родная речь» за первый класс, а также «Рисование» и «Родная песня».
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/21372/x8EcG5BD2Xg.jpg)
– В магазинах эти учебники не найдёшь, – рассказывает Мария Руткаускас.– Если кто-то хочет их купить – они обращаются либо в «РВС», либо есть группа ВКонтакте, она так и называется – «Сталинский букварь».
А началось всё с присоединения Крыма…
Создательница проекта «Семейное обучение по советским учебникам» рассказала, с чего всё на самом деле началось. Как выяснилось, волна выступлений за сталинские учебники поднялась впервые в Севастополе:
– Началось всё с того, что, когда Крым стал «наш», дети там тоже стали учиться по нашим учебникам. И когда родители открыли эти учебники – у них тоже волосы встали дыбом. Они отказались по ним заниматься и подняли советские учебники. А потом «РВС» взялись непосредственно за их редактирование. Они вырезали Сталина, Ленина, пионеров, сделали современные учебники. Но структуру, задачи они оставили как есть.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/21382/bEfheD73tS8.jpg)
В Севастополе уже два года ученики начальных классов двух школ учатся по тем самым «переизданным и дополненным» советским учебникам. Идеологи этого движения называют советскую методику «классической» и уверены, что лучше неё не найти.
Впрочем, не все вырезают из учебных материалов пионеров и Сталина – многие берут старые учебники как есть. Более того, как рассказала 78.ru Мария Руткаускас, эти учебники даже переиздают в первозданном виде. Так, один из идеологов движения собирает средства на краудфандинговых платформах и печатает «конкретно сталинские учебники» без изменений.
– Ещё у нас есть «Русская классическая школа», они тоже немного переделали советские учебники. Математику они взяли Пчёлко, но в остальном они опираются на Ушинского. Такие учебники тоже можно приобрести, – поделилась Мария Руткаускас.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/2138a/g__ihy8-5es.jpg)
Набор детей в специальные классы – это инициатива самих родителей, уточнила петербурженка. Но, в целом, всем эти занимается «РВС»:
– Они собирают инициативных родителей и формируют потом в школах классы, которые обучаются по этим учебникам. В принципе, это же не запрещено – выбор программы. Насколько я знаю, несколько лет назад особенно инициативные родители в одном городе встали в позу и сказали: будем учиться только по советским учебникам. И сами распечатывали эти учебники. А потом, благодаря «РВС», над этим стали более активно работать. Тем более, что учителя, в принципе, не против, им нравятся эти учебники, – отметила наша собеседница.
«Поэтому у наших детей полная неграмотность»
Сама Мария занимается сейчас обучением своей старшей дочери на дому и активно делится собственным опытом в соцсетях. Петербурженка рассказала, чем же ей особенно не понравились современные учебники:
– Если коротко, суть в том, что он не логичны. Возьмём любой предмет: русский, математика, чтение, азбука – неважно. Если мы берём саму структуру построения учебника – нет логики. Каждая новая тема не опирается на предыдущую. Хаос.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/2139c/JqAGAQC9Xrs.jpg)
По словам Марии Руткаускас, из-за этого у детей в голове появляется бардак.
– Плюс в учебниках по краям вставлены дополнительные материалы. Смотрите, в классе тридцать человек. Структура выстроена так, что ребёнок просто не ничего понимает: вчера была одна тема, а сегодня совершенно другая, не имеющая никакого отношения к первой. И плюс – куча отвлекающих материалов. То есть у ребёнка формируется клиповость мышления. С одной темы он переключается на другую, потом переключается на учебник, где дополнительные материалы, плюс они же ещё и поболтают друг с другом… Вот поэтому у нас сейчас у детей полная неграмотность, – делает вывод Мария.
Гримасы нелюбви к земле
Не нравятся маме двух дочек и другие моменты:
– Если говорить об оформлении, то это тоже жуть. Как нарисованы люди, в каких они позах, какие у них лица, какие гримасы… Если мы берём азбуку – там очень много таких картинок, например, рисуются бокалы из-под выпивки, хотя налит в них вроде бы сок. Рисуется что-то вроде бутылки лимонада «Буратино», но выглядит реально как двухлитровая бутылка из-под пива. Есть картинки, где труд или учёба, но на них не изображены люди, а изображены животные. То есть ребёнок в принципе не воспринимает учёбу как что-то хорошее.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213a4/e5qugkb2wG4.jpg)
Как рассказала Мария, она проанализировала несколько современных учебников и осталась крайне недовольна результатом. Так, например, на всю азбуку она нашла лишь одну картинку с изображением труда на земле.
– При этом, у человека там было такое лицо, как будто он просто ненавидит эту землю. И в таком духе выстроен весь учебник, – поделилась женщина.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213b5/-MQBz-0FJbs.jpg)
Моментов, которые оттолкнули Марию Руткаускас от современных учебников, довольно много. Всё это и подтолкнуло её к советским материалам.
– Я сама по образованию учитель начальных классов, правда, честно говоря, не работала по специальности, – отметила женщина. – Когда я заканчивала колледж в девяностых годах, у нас были традиционные учебники. И я подумала – это же советские учебники, а дай-ка я их посмотрю! Открыла учебники семидесятых годов, думаю – а дай посмотрю, что дальше. Так и добралась до сталинских учебников.
Чёткость структуры и грамотный анализ
В первом классе Мария учила дочь по учебникам 1980х-1950х годов. Но сталинские, по мнению матери, вне конкуренции. Мария считает, что материал там представлен более глубоко и полно, а также более компактно и логично выстроен. Среди советских учебников по математике, к примеру, родители-активисты предпочитают «Арифметику» А. Пчёлко, «потому что там очень хороший анализ».
– Учебник компактный, чёткий, там всё грамотно выстроено, и каждая новая тема всегда опирается на старую, – отметила Мария. – Там каждый новый урок – это повторение старой темы и сразу переход на новую тему. То есть они уникально выстроены таким образом, что не запомнить материал просто невозможно. И именно потому, что учебники чётко и грамотно выстроены, материал очень легко усваивается ребёнком.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213bd/NP9I1Rsu7VA.jpg)
Мария Руткаускас рассказала, что использовала для обучения дочери «Родную речь» Е. Е. Соловьёвой, учебники по русскому языку Н. А. Костина, «Естествознание» В. А. Тютерева, советскую «Географию» и другие материалы.
На вопрос, как же быть с устаревшей информацией, петербурженка сообщила, что учитывает современные реалии:
– Если это природоведение, например, или современная география – я, конечно, убираю то, что неуместно. Я же не брала просто учебник, я ещё поднимала кучу материала, на который и опиралась!
Мнение преподавателя: разрыв величиной с космическую бездну
У современных преподавателей, впрочем, совсем другой взгляд на данное движение. Директор Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея № 30 Алексей Третьяков, к примеру, заявил, что считает эту инициативу крайне странной.
– Всё-таки машина времени не изобретена, – развёл руками директор лучшего лицея Петербурга. – Когда мы покупаем лимонад, сделанный по советским ГОСТам, как в Советском Союзе – это хоть как-то понятно. Но жизнь-то всё-таки не остановилась — она ушла очень далеко вперёд. По отдельным наукам – так это вообще просто космос по сравнению с тем, что было.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213c5/ZuSj156uO5g.jpg)
Алексей Третьяков согласился, что в своё время в советской системе образования было много хорошего. Однако даже за последние 30-40 лет в науке произошли огромные изменения – не говоря уже о том, что за 80 лет многие вещи поменялись кардинально.
((В науке произошли, но почему их нет в школе? По какой причине нашим детям до сих пор преподают теорию Дарвина, перевранную таблицу Менделеева, учение Энштейна и т.п.?)
– Даже по моей любимой математике, которая наиболее консервативна, и то методика ушла далеко вперёд, – отметил преподаватель. – Мы активно преподаём статистику, комбинаторику, вероятность, ещё некоторые моменты, которые точно не обсуждались в советской школе, их вообще не было в базовых советских учебниках. Сейчас всё это есть, и это хорошо, потому что и статистика, и вероятность – это то, что нужно в реальной жизни.
((Да, раньше в математике никому не приходило в голову прибавить к яблокам крокодилов. Теперь производят действия с «предметами» без учёта их свойств, но разделите большой камень на сто — получится сто маленьких камней, а проделайте эту операцию с маленьким камешком — получите абразивный порошок. Разделите на два карандаш, выйдет 2 карандаша поменьше, а если также разделить ручку — обломки получатся, не сможет каждая половинка исполнять своих функций… Таким образом — образное мышление детей подменяют на цифровое.)
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213d5/5ZNCessAm14.jpg)
Помимо этого, рассказал Алексей Третьяков, в современной школе значительно глубже изучают интегралы и производные, в то время как в советской интегрированию уделялось очень мало времени.
– Комплектные числа стали более активно изучаться, чего в советское время в базовых школах точно не было, – перечисляет директор лицея № 30.
((Как часто лично вам требуются эти знания в жизни?)
В то же время, многие темы просто-напросто ушли в прошлое и стали неактуальны для современной науки.
– Поэтому мне кажется, что использовать советские учебники сейчас даже по математике странно, а уж если мы говорим про обществознание… Ну, какое могло быть обществознание в Советском Союзе? Понятно, что это был совершенно другой взгляд на мир и общество, чем тот, который есть сейчас, – заявил Алексей Третьяков.
((Отключите электричество и эти знания станут очень актуальны.)
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213dd/cvslIQ_4bGg.jpg)
Впрочем, даже такие вещи, которые кажутся нам незыблемыми – например, алфавит – по мнению директора физико-математического лицея следует сегодня преподавать совсем иначе. Просто потому, что у детей иной повседневный опыт, да и вся современная реальность – иная.
– Современные дети, я думаю, буквы трактуют уже несколько по-другому. Условно говоря, если в букваре на букву «О» была корова – то сейчас, я думаю, не все дети ассоциируют эту букву с коровой, – пояснил преподаватель.
((А вот не надо «условно», давайте конкретно — какие символы использовались для букв раньше и какие сейчас. И «корова» на букву «О» быть не могла.)
То же самое отметил и Сергей Богданов, ректор РГПУ имени А. И. Герцена:
– Изменилось психофизиологическое восприятие текста. Изменились условия. Поэтому нужны новые учебники.
Гибкость против стабильности
Свои плюсы и минусы, бесспорно, есть и у современной системы образования, и у советской.
– В первую очередь, плюс советской системы образования был в том, что это была именно система, – отметил Алексей Третьяков. – Предметы шли со взаимным проникновением, были межпредметные связи, всё это было наработано годами и десятилетиями.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213ed/v6ihXju3KC4.jpg)
Но и у современного образования есть серьёзные положительные моменты:
– Если говорить про плюсы современной системы – она стала гораздо более гибкой и разнообразной. Это касается и содержания учебных предметов, и сети образовательных учреждений. То есть возможностей получить хорошее образование современные дети имеют гораздо больше. В этом я глубоко убеждён.
((Дя кого «хорошее»?, для системы которой нужен безмозглый потребитель?)
Советская система была «более крепкая», стабильная и простая, согласился Алексей Третьяков, и в ней было проще ориентироваться. Современная система сложнее, но этот момент перевешивают гибкость и бесконечное количество возможностей, уверен он.
Петербургский учитель: сталинские учебники не помогут на ЕГЭ
Олег Катренко, учитель истории и обществознания Академической гимназии № 56, завоевавший в 2015 году звание Учитель года, также уверен, что время не стоит на месте:
– Дети должны получать качественное образование, соответствующее современным условиям. Всё-таки есть Министерство образования, которое выпускает раз в несколько лет список рекомендованных учебников. Это делается не просто так – к созданию списка привлекаются эксперты, которые отслеживают, насколько те или иные учебники соответствуют федеральным образовательным стандартам, которые не первый год существуют в нашей стране, и насколько они актуальны с точки зрения научных знаний.
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/213fd/A-bRWa2A_Ew.jpg)
Учитель отметил, что обучение детей по сталинским школьным материалам точно не поможет им подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. А ведь им в любом случае придётся сдавать экзамены на общих основаниях, чтобы получить аттестат и иметь возможность поступить в вуз.
– Конечно, с ЕГЭ будут серьёзные сложности. В современных учебниках есть такое понятие как кодификатор ЕГЭ. Это специальный документ, в котором перечислены все термины, все понятия, тот самый знаниевый компонент, которым должен владеть ребёнок, когда он идёт на ЕГЭ, – пояснил Олег Катренко.
((Разумеется — ЕГЭ расчитано на оцифрованных дебилов.)
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/2140d/FRXdGEsttIo.jpg)
Всё довольно просто: к примеру, на ЕГЭ по истории, согласно кодификатору, ребёнку нужно будет знать тысячу дат – и все эти даты обязательно должны быть в учебниках. Важна и точка зрения, с которой оцениваются исторические события.
– Если мы возьмём учебник сталинского периода – там совсем другое отношение к истории, – рассуждает преподаватель гимназии № 56. – Другое отношение, например, к периоду Ивана Грозного, и опричнина там оценена как прогрессивный шаг, направленный на ограничение власти бояр и усиление власти царя. Тогда как в современных учебниках и в материалах ЕГЭ предполагается, что ребёнок знает как минимум две альтернативные точки зрения. Одна предполагает, что это положительный момент, повлиявший на централизацию власти, а другая, отрицательная точка зрения опирается на гибель массы людей, разорение западных земель Руси и проигрыш в Ливонской войне.
((Да, есть тут проблема, придётся объяснить ребёнку что такое двойные стандарты.)
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/21428/29lK7xLb2z4.jpg)
У детей, обучавшихся на сталинских учебниках, будут большие сложности с гуманитарными науками на ЕГЭ, уверен Олег Катренко. Впрочем, и другие дисциплины будут хромать:
– А как изучать биологию? В сталинские времена генетика провозглашалась лженаукой, а сейчас ЕГЭ без генетических задач представить невозможно!
Скрытая логика современных учебников
– У нас есть две категории профессий, по которым все всё умеют: это медики и учителя. Все знаю, как лечить и как учить. На самом деле, учить – дело непростое, – отметил Олег Катренко.
Преподаватель объяснил, что моменты, которые кажутся родителям в современных учебниках нелогичными, на самом деле имеют вполне серьёзные обоснования. И связано иное построение образовательных материалов сегодня с тем, что сама система стоит на других столпах.
– У меня был даже случай, когда родители критиковали учебники, писали письма в различные ведомства о том, что учебник нелогичен, здесь то не так, там это не так, – вспоминает преподаватель. – Но они просто не понимают – сейчас нет такого, чтобы учебник был сам по себе. Он написан в рамках какого-то УМК – учебно-методического комплекса, какой-то линейки. То есть то, что маме кажется на данный момент нелогичным – использование той или иной задачи в первом классе, например, – на самом деле является подготовкой ребёнка к тому, чтобы в третьем классе он усвоил какой-то определенный материал. Вот и всё.
((Вот не надо мне чтоб мой ребёнок подстраивался под ваши задачи.)
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/21430/kFFhPC6v99U.jpg)
Кроме того, Олег Катренко отметил, что круто изменилась и концепция дошкольного образования. Если раньше ребёнка учили в садике считать, читать и различать фигуры, и в первый класс он приходил уже серьёзно подготовленным, то сегодня по закону в дошкольных учреждениях необходимо осуществлять лишь присмотр.
– И учителю первого класса часто приходится подтягивать ребёнка по разным направлениям – благодаря, в том числе, и учебникам новых стандартов, – подчеркнул преподаватель.
Опасности домашнего образования
С настороженностью петербургские преподаватели относятся и к самой идее домашнего обучения.
– Школа – это мощный институт социализации, – поясняет Олег Катренко. – У меня самого совсем маленький ребенок, два года, мы недавно пошли в ясли. И у него совершенно иное развитие, потому что он находится в обществе других себе подобных, он с ними налаживает контакт и так далее. А у ребёнка на семейном обучении вполне вероятны в будущем проблемы с социализацией.
((Процесс социализации должен происходить на переменах? Или дети должны объединиться против учителя? Гораздо эффективней социализация пойдёт в свободное от учебного процесса время)
Кроме того, в школе проходит множество олимпиад, конференций и других мероприятий, и лишённый всего этого ребёнок потеряет весьма ценный опыт.
– В школе трудится методист, психологи, логопеды, педагоги-организаторы, социальные педагоги, это же все не просто так, – разводит руками учитель. – А здесь получается, что родители, ведущие семейное обучение, берут на себя ответственность за всё.
((Логопеды есть и в больницах, насчёт остальных — а они нужны?)
Аналогичной точки зрения придерживается и Алексей Третьяков:
– Мне кажется, что к домашнему обучению нужно относиться очень-очень осторожно. Если проводить аналогию с медициной, то самолечение бывает очень вредно. Всё-таки образование – достаточно сложная вещь, и даже если родитель хорошо разбирается в русском языке и литературе, то вряд ли он так же хорошо разбирается в математике, физике, химии и всем остальном.
((Если проводить аналогию с медициной: не ходите к врачам — здоровее будете. По моему это уже очевидно большинству.)
![](https://pp.userapi.com/c851416/v851416554/21438/NSdoyyzLwRc.jpg)
Директор физико-математического лицея уверен, что на домашнем обучении нельзя получить того, что даёт хорошая школа.
– Не говоря уже о социальных контактах. Образование – это все-таки и социализации, – уверен Алексей Третьяков.
Стоит ли на самом деле пытаться «построить машину времени», обучая детей по учебникам почти вековой давности? Конечно, родители могут решать сами – но все «за» и «против» следует взвесить особенно тщательно. И удобство сталинских учебников – далеко не единственное, что следует оценивать, переводя школьника на домашнее обучение по материалам сороковых.
Автор:
Маргарита Звягинцева
источник: https://mt-smi.ru/blog/43251234357/SHkola-po-stalinski:-pochemu-roditeli-hotyat-uchit-detey-po-sove
((В скобках указаны комментарии админа паблика.)
источник https://vk.com/@-169455598-shkola-po-stalinski-pochemu-roditeli-hotyat-uchit-detei-po-s