НА РАСПУТЬЕ.РУ

информационный портал для родителей и педагогов

— информационная безопасность детства
— аналитика и профилактика интернет угроз
— химические и нехимические зависимости у детей
— цифровизация образования и ее последствия
— угрозы из сферы цифровых технологий
— противодействие ювенальным технологиям
— воспитание, здоровье
— общественные технологи

Профессор МГУ: РОДИТЕЛИ СДАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ В САДИКИ КАК ЧЕМОДАНЫ В КАМЕРЫ ХРАНЕНИЯ

Внесемейное воспитание способствует созданию лишь «типового» человека, тогда как полноценная личность может появиться только в морально здоровой семье. Таким мнением с «РГ» поделился участник проходящего в Москве форума «Святость материнства», заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ профессор Анатолий Антонов. 
По мнению социолога, сегодня многие, в особенности, представители либерально-демократического течения, кризиса семьи не признают. Поскольку не видят семью сквозь призму новых данных, связанных с изменениями в ней. Когда по всем параметрам современная семья, как социальный институт, оказывается неэффективной. 

Семья не выполняет функции полноценной социализации детей. Есть масса свидетельств о девиантном поведении детей в семье. Поскольку современная семья очень часто — это семья слабая, разваливающаяся, неполная — с одним родителем. При этом разваливается как авторитет самой семьи, так и авторитет отца и матери в глазах детей. 

По словам Антонова, это связано с тем, что, сначала в Европе, а потом и в других странах все большую долю стало занимать внесемейное воспитание детей в дошкольных и школьных заведениях. Хотя до XX века главенствовала именно семейная форма воспитания. В том числе в России, где основной была традиционная крестьянская семья. 

— Современные родители, — поясняет социолог, — грубо говоря, уходя на работу, детей, как чемоданы, «сдают в камеру хранения». После работы забирают их обратно, а потом удивляются, почему «чемодан», в свою очередь, сдает их в дома престарелых, не любит, не уважает. А чему удивляться, если дом фактически становится ночлежкой. 

Кроме того, когда огромная доля воспитания приходится на школу, а родители объективно могут не знать многих предметов, которые там проходят дети, дополнительно роняется авторитет старшего поколения. 

Помимо функции социализации, семья, по мнению Анатолия Антонова, всегда выполняла «соцзаказ» физического возобновления поколений. И хотя сейчас временно чуть повысились коэффициенты рождаемости, уже через два-три года вновь начнется убыль населения, если не проводить мощную политику поощрения многодетных семей. 

Что еще крайне важно, семья — единственный социокультурный механизм, который обеспечивает нестандартное воспитание человека. Общественные институты под одну гребенку причесывают человека интеллектуально, психологически, социально. Что дает одномерность и стандартность воспитания. И в этом смысле уход семьи с исторической сцены — «весьма печальное будущее человечества». 

Но пока государство, как считает социолог, зачастую не только не помогает семье, но прямо нарушает ее суверенитет. 

— Поскольку очень многие функции семьи переняты госучерждениями и различными социальными институтами (воспитания, образования, здравоохранения и другими), — говорит Анатолий Антонов, — значит, и священный порог семейного дома теперь можно переступать без спросу. Что и делает полиция и представители ювенальной юстиции. 

Детей изымают из семьи под предлогом того, что у них синяки, дети жалуются на родителей или последние не могут обеспечить должный уровень жизни. Хотя во многих случаях нищета в таких семьях объясняется как раз их многодетностью. 

Поэтому, как считает социолог, главная задача таких форумов как «Святость материнства» — объединить все политические силы любой направленности, представителей разных религий и социальных слоев под одной идеей — ценности семьи. Основанной на воспитании детей в семье, а не вне ее. 

— Детей должны воспитывать не чужие дяди и тети, — говорит Анатолий Антонов, — а сами родители, и тогда все будет благополучно.

Другие статьи

Сайт на обслуживании