Кто подталкивает подростков к самоистязанию и самоубийствам в интернете и как противостоять так называемым «кураторам», рассказывает психолог.
В Северной Осетии полиция задержала четырёх «кураторов «групп смерти». Ими оказались обычные школьники, решившие подшутить над товарищами. С шутниками провели профилактические беседы и отпустили. Однако среди руководителей подобных групп есть реальные маньяки и педофилы. Есть предположения, что это и сектанты, и просто больные люди. Как их распознать, что движет кураторами «групп смерти»? Своим мнением с «АиФ» поделился психолог Леонид Армер, руководитель проекта «Молодёжная служба безопасности».
— Как только о «группах смерти» начали активно писать и говорить, в них полезла масса народа. Одни — просто из любопытства (интересно же, что там происходит такое) или желания спасать несчастных суицидников и разоблачать администраторов. Другие — в качестве кураторов, чтобы поуправлять людьми. Чаще всего это такие же дети. Реже взрослые. Естественно, у тех и других определённый склад ума, возможно, даже какие-то комплексы. Например, в жизни это забитый, ничем не примечательный подросток, а тут такая возможность властвовать над другими («Я чуть ли не бог и меня все слушаются»). Он привлекает внимание, все ждут, когда он выдаст задание.
Следующая категория кураторов — это граждане с психическими отклонениями. В жизни у них, скорее всего, психиатрического диагноза нет, на учёте в психдиспансере они не стоят. Но есть некое расстройство психики в скрытой форме. Возможно, даже садистическая агрессивность. И вот такие больные личности уже могут начать заниматься «группами смерти» в более опасной форме. Под видом заданий заставлять детей выполнять нечто совершенно ужасное и при этом испытывать удовольствие. Это может совпадать с достаточно изощрёнными способами издевательства.
Есть определённая категория нездоровых людей, которые смекнули, что раз тема «групп смерти» автоматом подразумевает подчинение участников (ребёнок приходит в группу уже готовый исполнять задания), и начали под эту дудочку сбор подростковой обнажёнки. Дальше обычно следует шантаж. Интернет-педофилы действовали ранее и без всяких групп: выманивали под разными предлогами интимные фотографии у детей, а потом шантажировали своих жертв, чтобы те прислали новые фотографии или заплатили деньги за молчание. А теперь подвернулась удачная тема — можно дать соответствующее задание под видом игры.
Есть довольно большой процент просто садистов, которым нравится видеть, как дети боятся, унижаются. Они в этих группах нашли себе хорошее применение. Если куратор такого типа, то группа уже реально опасна. Потому что в этом случае угрозы будут изощрённые.
Недавно я встретился с «эксклюзивным» вариантом манипулирования детьми. Кураторы цепляют подростков наоборот лаской и вниманием. Мы отследили разговор девочки, которая была на самом деле в состоянии, близком к суициду. Она жаловалась, что больше не может терпеть, всё в жизни у неё очень плохо, а ещё 30 дней осталось… И куратор ей пишет примерно так: «Мы можем ускорить задание, миленькая. Потерпи, мы с тобой вместе. Мы подведём тебя к последней черте…». Вот это тоже очень опасно. Это забота о том, о чём ребёнок думает, пусть даже эта мысль негативного характера. Но так действуют реальные психопаты.
Как это может выглядеть? Если ребёнок-девочка начинает игру со своей официальной странички, и от неё начинают требовать фото, это уже опасно. Она может оказаться жертвой такого интернет-педофила.
Что появилось в их арсенале несколько месяцев назад и чего не было ранее — угрозы убийства родителей, близких. Некоторые СМИ эти угрозы понимают буквально и начинается паранойя: мол, это секта, серьёзная организация, они везде и следят за всеми. С чего всё начинается? Одно из первых заданий кураторов — написать, где живёшь (город, улицу и номер дома). Через несколько дней дети сами забывают, что выдали добровольно эту информацию и удивляются проницательности кураторов. Кроме того, сейчас молодёжь стала активно осваивать так называемый IP-логгер. Есть некая замаскированная ссылка. Даётся указание пройти по этой ссылке, чтобы получить задание. Человек проходит по ссылке и попадает либо на нормальный сайт, либо на страницу 404 — «ошибка» (зависит от программиста). И разработчик в итоге получает IP-адрес (уникальный адрес устройства, подключенного к интернету) участника. Дело в том, что иногда IP-адрес, хоть и с большим смещением, позволяет определить адрес проживания, точнее район. А дальше опять начинается манипуляция. Куратор ставит в известность ребёнка, что им известно, где он живёт. Для пущей убедительности сообщает, что в магазине рядом работает «их» человек, так что он под полным контролем. Ребёнок сразу пугается. У него паника. И этот «крючок» позволяет ребёнком манипулировать: «Если ты выйдешь из игры, мы убьём твоих родственников. Подумай об этом».
К слову, недавно появилось новое движение в интернете. Народ специально ищет кураторов и начинает их массово троллить, доводя до исступления. Читал такой разговор: «Твоя мама завтра не дойдёт до работы» — «Конечно, не дойдёт. Она же на машине ездит». И всё в том же духе.
В одной группе столкнулись с новым явлением. Кураторы поставили в ссылку для прохождения первого задания так называемый сниффер (специальная программа, способная перехватывать информацию). На деле это самый простой способ взлома чего угодно — почты, странички в соцсетях и т.д. Как это выглядит? Человек играет, получает задание, переходит по ссылке, и его вдруг выбрасывает из авторизации в «ВКонтакте». Чтобы вернуться, надо заново авторизоваться. И народ в большинстве своём не смотрит в адресную строчку, заводят данные автоматически, а они уже совсем не в «ВКонтакте». А на дубль-сайте, расположенном на совершенно другом ресурсе. Люди вводят свой телефон, отдают свой пароль «ВКонтакте» и таким образом предоставляют злоумышленникам серьёзную информацию: всю личную переписку, фото, возможность позвонить в 4.20 утра, узнать, чего ребёнок боится, что любит. Пока не понимаем намерений группы — это делается ради шантажа («Мы читаем твои переписки»), в рамках игры или с другой целью. Это уже преступления, которыми занимается отдел «К» (в структуре МВД — подразделение, занимающееся правонарушениями в сфере информационных технологий).
То есть развлекаются все, кто во что горазд. Одна администраторша «групп смерти» отличалась просто невероятным полётом изощрённой фантазии. По её заданию участники не просто резались, но и прижигались спицами, окурками, пили уксусную кислоту, протыкали ухо иглами от шприца, употребляли медикаменты с барбитуратами (как например валокордин) в больших дозах. Более того, она требовала видеоотчётов — в фотошопе невозможно было сымитировать выполнение. На задании с требованием выпить уксусную кислоту отсеялась половина участников. Наш волонтёр «сломался» на задании, когда надо было съесть две ложки лимонной кислоты, причём держать во рту до полного растворения. Одна девочка решилась-таки выполнить задание — дело закончилось вызовом «скорой». Мы передали материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью.
Столкнулись с одним куратором явно нацистской направленности — он заставлял детей вырезать свастику на руках вместо кита.
Но, к слову, с украинскими националистами в качестве кураторов, о которых заявили представители одного из мобильных операторов недавно, мы не встречались.
Причём кураторы могут быть и не на территории России. Например, есть куратор из Белоруссии, Украины, другой из Приднестровья. Почему мы ими заинтересовались и взяли в разработку? Один из кураторов в Белоруссии озвучил, что у них было три успешных суицида. Мы проинформировали правоохранительные органы этих стран.
Сейчас начали поднимать все суицидальные дела в регионах. Оказалось, что многие были закрыты на местном уровне без всякого расследования — по причине того, что не находили состава преступления. Нередко дело списывали в «отказ» элементарно из-за неумения расследовать подобные преступления. В одном из последних таких дел в некотором регионе были признаки связи самоубийства с общением в соцсетях. Девочка отравилась таблетками — из комы вывести не удалось. При этом сотрудники полиции не только не изымали компьютер, даже обыск дома не провели.
Напомним ещё такой немаловажный момент. 80% детей сейчас идёт в «группы смерти» потому, что им рассказали — «это плохо», «нельзя». Всем стало интересно, что за «группы смерти». «Как это меня заставят что-то делать? Я докажу, что это не так!», — думает наивный правильный подросток. А потом ловится на крючок с адресом и якобы тотальной слежкой. К этому он не было готов, он в ловушке.
Что делать?
Надо устроить показательный процесс поимки и наказания кураторов «групп смерти». И из всемогущих властителей душ они превратятся мигом в жалких трусов, которые умоляют «не говорить папе». Для большого числа это будет сигнал: во-первых, что они не неуловимы, во-вторых, что можно попасть на учёт в управление по делам несовершеннолетних.
А с подростками надо не просто разговаривать, как психологи обычно советуют, но и играть. По нашим опросам, многие дети идут в «группы смерти» вовсе не умирать, а потому, что «скучно». Надо водить детей на квесты, играть в подвижные игры, заниматься экстремальным спортом. Сейчас все дворовые игры типа «войнушки» переместились в интернет. Дети не проигрывают роли, в Сети ведь многое заранее известно. А дети учатся в играх. Не удаётся отыгрывать в реале — будут играть в интернете.
Кстати
Появилась неприятная тенденция. Некоторые дети влезают в «группы смерти» из любопытства, чтобы выследить кураторов и вывести на чистую воду, для чего рисуют на руках китов. Учителя это видят, пугаются и пытаются отчислять ребят из образовательных учреждений. Хотя ничего плохого они не совершали. Администрацию школы понять можно: случись что с ребёнком — замучают проверками вплоть до отстранения от руководства. Недавний случай. У девочки, студентки колледжа, в прошлом был реальный случай суицида. Она сама обратилась к психологу. Играть начала, чтобы помогать другим и отговаривать их от суицида. «Китов» на руках увидело руководство колледжа, и на волне всеобщей паники заставило написать заявление о том, что она добровольно хочет бросить учёбу. Девочка впала в страшную депрессию и чуть было не пошла играть по-настоящему. В ситуацию вовремя вмешались активисты — юристы, психологи. На имя уполномоченного по правам студентов направили заявление с просьбой рассмотреть необоснованное принуждение к уходу из образовательного учреждения. Руководству которого следует всё же подумать лучше — как именно оно хочет прославиться…
Большая подборка материалов сайта на тему влияния опасного контента на детей: https://narasputye.ru/archives/tag/опасный-контент