Последние несколько месяцев работаю бухгалтером в одной из сетей книжных магазинов. Вряд ли я открою Америку для людей, дети которых учатся или недавно учились в школе, но, возможно, для них будет интересен взгляд на проблему с моей точки зрения. Наша фирма торгует обычными книгами, канцтоварами, а также в ее составе есть подразделение, которое занимается реализацией учебников и учебных пособий школам. Мои служебные обязанности слабо пересекаются с его деятельностью, поэтому алгоритм его работы я знаю не вполне точно. В общих чертах он выглядит так: наши менеджеры связываются с руководителями школ или с учителями, договариваются с ними о покупке товаров для учеников, потом заказы суммируются и фирма закупает книги и рабочие тетради у крупных издательств, с которыми у нее заключен контракт. Делается все это за долю малую – насколько я знаю, около 10% суммы, полученной от школ. Таким образом, вырисовывается цепочка производства и сбыта учебников и учебных пособий: издательство – наша компания – сотрудники школ — ученики.
Со временем, благодаря случайно услышанным словам сотрудников и руководства я понял, что все школы города и области поделены между несколькими крупными книготорговыми компаниями. У меня не укладывается в голове тот очевидный и прискорбный факт, что школы, некогда бывшие храмами знаний, призванными воспитывать детишек и сеять разумное, доброе, вечное, сейчас превратились в стадо дойных коров для нескольких жирных котов регионального и федерального уровня. Эти, с позволения сказать, бизнесмены бессовестно наживаются, принуждая людей приобретать по заоблачным ценам сомнительного качества учебники и рабочие тетради. Я думаю о том, какие огромные средства можно было бы сэкономить для родителей, наладив централизованное государственное снабжение школ учебниками единого образца.
Выше я упомянул об учителях как об одном из звеньев в цепочке продаж учебников и учебных пособий. По логике капитализма посредник должен получать некоторую выгоду от своего участия в сделке. Неужели и педагоги кладут себе что-то в карман, когда обеспечивают своих учеников необходимыми книгами? На днях я стал случайным свидетелем следующей сцены: одна из менеджеров, пожилая женщина, сама раньше работавшая учителем, взволнованно сообщила заместителю директора о том, что произошло ЧП. Наш менеджер уже давно и плодотворно сотрудничала с одной учительницей, которая закупала учебники на сданные родителями деньги. Когда они в очередной раз договорились о поставке товара, родители одной из учениц смогли купить нужную книгу в магазинах нашей же сети дешевле, чем покупала учительница, и незамедлительно поделились новостью с родителями других учеников. Сделка была сорвана, и под угрозой оказалось дальнейшее сотрудничество со старым партнером, хороший канал сбыта мог исчезнуть. Раздосадованная заместитель директора заявила, что всему виной жадность учительницы, которая не захотела ограничиться принятыми в таком случае процентами и накрутила цену сверх меры. Далее последовало бурное и шумное обсуждение проблемы, результатов которого я уже не узнал. Эта история заставила меня вспомнить слова одного бородатого чудака. Полтора века назад он говорил о том, что буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом, что врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. «Или заставила самих стать дельцами», – добавил бы я.
Большая подборка материалов сайта посвященных проблеме разрушения современного образования: https://narasputye.ru/archives/tag/образование