Современный мир вступил в информационную эпоху. Характеризуется эта эпоха, во-первых, возможностью мгновенного распространения информации и, во-вторых, возможностью мгновенного доступа к этой информации. Более того, именно информация во всем своем многообразии играет первостепенную роль в формировании, как общественного мнения, так и сознания людей и, конечно, в первую очередь, формировании детского сознания.
Очевидно, что информация может быть как полезной, так и вредной. Здесь имеется ввиду польза и вред для развития личности. В современном обществе, к сожалению, вредной информации очень и очень много. Она слабо контролируется, большая ее часть находится в свободном доступе. Более того, она весьма агрессивно распространяется, буквально навязывая себя ничему не подозревающему сознанию и, опять же, в первую очередь, сознанию детскому – неокрепшему и не сформированному. Так что это за информация и в чем ее вред?
Давайте перечислим.
Проявление насилия в каких угодно формах. От набивших оскомину фильмов с «высокохудожественным» насилием, до реальных документальных и любительских съемок с жуткими сценами. Этот поток драк и убийств стирает в сознании некую грань, приучая ребенка к мысли, что насилие – это норма.
Поголовная компьютеризация, которая наравне с плюсами имеет не меньше минусов и способна выдергивать ребенка из реальной жизни. Чего стоят одни только игры, способные забрать уйму времени, сил и энергии. Многие их них, кстати, учат тому же насилию. А еще есть вопросы здоровья, социализации и пр. Интернет-зависимость, игромания – это современные болезни, которые не позволяют человеку вести полноценную жизнедеятельность.
Обилие рекламы, преследующей человека на каждом шагу. Используя всевозможные ухищрения, реклама навязывает совершенно ненужные товары и услуги, заставляет человека думать только о том, что и где лучше купить. Человек начинает тратить время, энергию и заработанные деньги на удовлетворение потребностей, которые сама реклама и выдумала. Результат: развитие пресловутого общества потребления, в котором кардинально меняется система человеческих ценностей.
Распространение различных учений, в т.ч. религиозных, не имеющих ничего общего с истинной верой. Целью таких групп является исключительно привлечение новых адептов и их дальнейшее использование в интересах руководителей этих групп. Или же, напротив, жесткое отрицание Бога с призывами бороться с религиозными убеждениями (надо отметить, что светскость не подразумевает борьбы с религиозными людьми). В итоге – человек посвящает себя абсолютно деструктивной деятельности.
Отдельно стоит отметить неоднозначную ювенальную юстицию, которую пытаются внедрить и в нашей стране. (Пусть это и не совсем «информационная угроза», но упомянем). Прикрываясь благими намерениями по защите прав детей, она на деле служит совершенно противоположным целям – разрушению семьи, росту детской преступности, своеобразному «расчеловечиванию» ребенка и многим другим неявным негативным явлениям.
Ну и, конечно, большой пласт занимает информация, связанная с сексуальной жизнью. Это и легкодоступная порнография, и нездоровое распространение однополых отношений, и даже реклама «безопасного секса», на самом деле пропагандирующая беспорядочный секс (иначе, зачем тогда его «обезопасивать»?) Все это ведет к общему развращению подростка, искоренению высоких чувств, что, в свою очередь, обрекает человека на низкое существование, в котором нет места семье, нет места любви, в котором главенствующим инстинктом выступает похоть.
Список можно продолжать. И можно с уверенностью утверждать, что в последние десятилетия все это мракобесие набирает обороты. Распространяется ли оно «само» в силу каких-то объективных причин развития (деградации) человечества или же насаждается искусственно, кем и с какой целью – это отдельный и долгий разговор. Но эти угрозы есть. И бьют они, в первую очередь, по детям, чье сознание гораздо более подвержено деформациям.
Что делать родителям?
Кто-то об этом не задумывается, кто-то воспринимает эти тенденции как нечто естественное. Но многие вполне осознанно сопротивляются им.
И главное, что должны помнить родители: никто не защитит ваших детей лучше вас самих. Поэтому. Родители, пожалуйста, будьте внимательны! Ко всему тому, что сызмальства окружает ваших детей. Помните, что сидя за компьютером или перед телевизором, читая журналы и даже слушая плеер, ребенок подвергается очень жесткому информационному давлению. Кто и какие установки внедряет в его сознание через потоки этой информации – предугадать трудно…
Не надо уповать на школу и на кого бы то ни было. Не надо думать, что «она сам разберется». Да, разберется, но только если вы ему подскажите. Если научите отделять зерна от плевел, мух от котлет и черное от белого.
Не стесняйтесь учить его добру и иногда даже говорить о высоком. Пусть это не в моде и иногда пафосно звучит, но кто-то должен говорить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Потому что если это не скажете вы, он будет разбираться сам. И имея в современном мире то, что имеем, нельзя быть уверенным, что он сможет разобраться правильно. Переубедить всегда сложнее, иногда – невозможно.
И еще один важный момент. Слова всегда остаются словами. «Влетают» и «вылетают». А дела и поступки – это пример для подражания. Ваш собственный пример – это лучший из всех существующих методов воспитания. Проводите меньше времени перед телевизором и компьютером – и ребенок не будет к нему «привязан». Не сходите с ума от рекламы и желания «что-нибудь купить», учитесь критически относится к своим потребностям, и ценности ребенка не будут ограничиваться модной одеждой и гаджетами. Не увлекайтесь всякой ахинеей из 4-го и 6-го вышеперечисленных пунктов, и ребенок тоже не будет «портиться».
Следите за собой, следите за тем, что окружает вашего ребенка. Вырастить здоровую личность сейчас становится гораздо труднее. И тем ответственнее ваша миссия как родителя.
Большая подборка материалов сайта на тему влияния опасного контента на детей: https://narasputye.ru/archives/tag/опасный-контент