Проект «Научи хорошему» регулярно публикует статьи с подробным разбором основных сюжетных линий кинофильмов, мультфильмов и сериалов. Ранее в большинстве анализируемых произведений основной посыл оставался положительным, а все отрицательные моменты транслировались в наше подсознание как бы невзначай – через второстепенные сцены или отдельных персонажей. Но сейчас всё в корне изменилось.
Появляется всё больше и больше кинопродукции, в которой разрушительные установки проходят красной линией через весь сюжет и являются главной темой показываемых событий. И наибольшую опасность представляют именно мультфильмы, ведь они получают возрастной рейтинг «0+» или «6+», а значит – основной удар приходится на детей.
Выбор в пользу мультфильмов явно не случаен, ведь дети более доверчивые, чем взрослые, и верят всему, что им говорят или показывают. Силы зла отлично усвоили восточную мудрость: «Хочешь победить врага – воспитай его детей», и всеми способами активно развращают подрастающее поколение. На российском рынке кино по-прежнему преобладает западная анимация, пропагандирующая ценности индивидуализма, закладывающая в неокрепшие умы детей всё более и более чудовищные установки, поражающие своим цинизмом и жестокостью.
Предлагаем вашему вниманию анализ мультипликационного фильма «История игрушек 4», вышедшего в широкий прокат 21 июня. Под соусом темы семейных ценностей, дружбы и легкого юмора нам подают невкусное блюдо из лжеценностей: гедонизма и индивидуализма, что является чуждым для российского и постсоветсткого общества. Давайте подробно рассмотрим основные смысловые посылы, которые пытаются донести до зрителей создатели мультфильма.
ССюжет мультфильма «История игрушек 4»
Главный герой мультфильма – игрушка по имени Вуди. Этот бравый ковбой обладает всеми лучшими качествами. Он очень добрый, верный, ответственный, всегда готов на самопожертвование ради других. И он тверд в своих убеждениях. Вуди не идет на поводу у других игрушек, которые часто советуют ему или сдаться перед лицом жизненных обстоятельств, или не так серьезно относиться к своему долгу. Наш персонаж всегда руководствуется своей совестью, о чём прямо говорит в беседе с другими персонажами. Но как это и бывает в жизни – тот, кто искренне живет ради других, должен отказаться от самого себя. Поэтому когда его возлюбленная – игрушка по имени Бо Пип – становится больше не нужна хозяйке, верный своему долгу Вуди не уезжает с ней, хотя они оба этого очень хотят. Он жертвует своим счастьем ради благополучия своего хозяина – мальчика Энди.
Прошли годы, мальчик вырос и подарил своего ковбоя сестренке Бонни. Теперь Вуди становится её игрушкой, а значит, с этого момента несет ответственность уже за неё. Но она – девочка, и ей хочется больше играть с куклами, а не с ковбоем. Так наш верный герой оказался забыт. Его перестали любить, но он продолжал с трепетом и нежностью относится к своей маленькой хозяйке. И хотя другие игрушки уговаривают его смириться, он не отказывается от своего призвания. Вуди твердо решил оставаться верным своему долгу – заботиться о Бонни и нести за неё ответственность. Наш герой уверен, что очень нужен ей, особенно сейчас – в такой сложный для неё период адаптации к школе.
И он оказывается прав. Девочке плохо в школе одной. Тогда Вуди прикладывает все силы, чтобы ей помочь. Его любовь не эгоистична, ведь когда девочка мастерит себе новую игрушку по имени Вилкинс и начинает часто играть с ней, Вуди не ревнует. Наоборот, он всячески пытается наставить нового любимчика, объяснить ему всю важность долга и смысл служения детям. И ему это удается. Поначалу безалаберный, думающий только о своём личном счастье Вилкинс внезапно осознает, что настоящее счастье – это делать счастливым другого.
И вот, казалось бы, какой хороший, чудесный мультфильм! Сколько всего доброго и светлого он несёт детям! Но оказывается, что это только верхушка айсберга. А теперь более детально разберем подводные камни сюжетной линии мультфильма.
ННеосознанный выбор спутника жизни
Наставив на верный путь Вилкинса, Вуди возвращается с ним к девочке, но по пути случайно встречает свою давнюю возлюбленную – пастушку Бо Пип. Но как она изменилась! От нежной, доброй, женственной красавицы не осталось и следа. Прожив годы без семьи, без заботы о ком-либо, она превратилась в эгоистичную, гордую, властную даму. Изменился и её внешний облик – своё длинное целомудренное платье она сменила на мужские брюки. Отныне она живёт только ради собственных удовольствий и не обременяет себя заботой о детях. Вуди она говорит, что хочет путешествовать, да и вообще, теперь она может делать всё, что пожелает. При этом Бо Пип – очень сильная, независимая, отважная, обладает в большей степени мужскими внутренними качествами, нежели женскими.
На её фоне верный, добрый Вуди выглядит очень мягким и неуверенным в своих силах. Он иногда ошибается, иногда чего-то боится, она же – никогда не трусит, у неё всегда всё под контролем, её все уважают, она – лидер. Еще больший контраст Бо Пип создает на фоне второстепенного мужского персонажа Дьюкома, который во всех сценах откровенно ведет себя не по-мужски. При этом у мужеподобной пастушки к Вуди сохранилась симпатия. Однако она подтрунивает над ним, дерзит, а в один момент даже в открытую насмехается, выставляя его дураком перед своим знакомым. Никакого уважения, а значит, и настоящей искренней любви к нашему герою у неё нет. Да и как может быть с её новым взглядом на мир? Теперь она живёт только для себя, а Вуди – просто приятное дополнение.
Однако для зрителей, по задумке авторов, она остаётся положительным персонажем, а её новое поведение показывается как правильное. Настолько правильное, что Вуди начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. И когда в финальной сцене он снова должен сделать выбор – остаться с Бо Пип, приняв её новые ценности и образ жизни, или остаться верным своему долгу и продолжать заботиться о девочке Бонни, Вуди выбирает первый вариант.
Таким образом, некогда сильный твёрдый мужчина по ходу развития сюжета под давлением женщины-командира превращается в безвольную тряпку и отрекается от всех своих идеалов. Так часто происходит и в реальной жизни, но в мультике это показано, как нормальное и правильное явление.
Кроме того, создатели мультфильма продвигают идею неосознанного выбора спутника жизни. Вуди поддался временному романтическому порыву, воспоминаниям о прошлых отношениях с некогда прекрасной и внешностью, и душой, пастушкой Бо Пип. Главный герой мультфильма не заметил изменений в своей возлюбленной и не подумал о том, как могут соприкоснуться их два совершенно разных мира, как можно совместить его доброту и отзывчивость с её жаждой приключений и наслаждений?
Стоит отметить, что этот момент тщательно сглажен деталями сюжета, и поэтому без критического осмысления фильма выявить его тяжело.
Вуди сполна выполнил свой долг перед девочкой: он верно служил её брату много лет, поддерживал её, спас её любимую игрушку Вилкинса, пожертвовав своим механизмом. Перед своим уходом он доверил заботу о ней своим друзьям и даже назначил ответственного за это дело. Вот на этом самом месте встает вопрос: какой дальнейший сценарий могли выбрать авторы? Вуди мог найти озорного мальчугана, которому могла бы быть реально необходима его помощь. Вуди мог остаться с возлюбленной пастушкой, убедив ее в необходимости найти ребенка вместе и уже быть вместе полезными. Сценарист мог отправить эти игрушки в руки малоимущих детей или детей из детского дома, которые бы их ценили и играли бы в них. Вариантов может быть огромное множество.
Однако герой мультфильма выбрал остаться со своей возлюбленной, которая радикально поменяла свои взгляды, внешность и поведение в период их разлуки. Это очень важная тема в воспитании подрастающего поколения в сфере взаимоотношений между полами – осознанный выбор спутника жизни! Муж и жена являются выбором друг друга, семьи строятся не только на взаимной симпатии, но и на взаимном уважении, на общих ценностях. От этого зависит будущее детей, которые появятся в этой семье. Вуди, к большому сожалению, поддавшись временному чувственному порыву, остается с Бо Пип, отодвигая свои жизненные убеждения в доброте, преданности, жизни во взаимопомощи близким на второй план.
У меня, как у зрителя с критическим взглядом, напрашивается вопрос: какой их жизнь будет после? Будет ли счастлив ковбой с пастушкой, исповедующей идеологию гедонизма? Как в их союзе будут уживаться ее бесконечный эгоизм и его стремление делать добро? Как совместить её стремление быть необременённой детьми и его желание иметь рядом родную душу? Будет ли счастлив наш герой? Допустимо ли детям навязывать убеждение, что можно так безответственно и неосознанно выбирать спутника жизни, отца или мать будущим детям, и стоит ли заводить отношения со второй половиной, которая убеждена в том, что не хочет продолжения любви между супругами в их будущих детях? Сегодня это одна из многих причин крушения семей в нашем обществе.
Как бы это ни было ужасно, но пропаганда феминизма и идеи чайлд-фри, к сожалению, далеко не самое страшное, что есть в мультфильме. Настоящее зло скрывается в сюжетной линии с отрицательным персонажем Габи-Габи.
ДДостижение цели любыми средствами
Габи-Габи – говорящая кукла с заводским браком: вместо фразы «я тебя люблю» её динамик хрипит невнятным голосом. Из-за дефекта никто никогда не играл с ней, поэтому она очень несчастна. А раз она несчастна, то считает, что ей все должны и что ей можно делать всё, что угодно. Например, провести насильственную пересадку органов, а именно – вырезать динамик у Вуди и вставить себе. Да, да, именно так! В детском мультфильме с возрастным рейтингом «6+» авторы смело затрагивают тему пересадки органов! Сам этот факт уже вызывает мурашки. Но даже не это самое отвратительное. Самое ужасное впереди.
Поскольку никто в здравом уме не отдаст первому встречному свои внутренние органы, эта чудесная куколка Габи-Габи похищает Вилкинса и вынуждает Вуди согласиться на пересадку механизма. При этом она рассказывает ему свою грустную историю, но его, как персонажа разумного, эта история нисколько не трогает. Ведь Вуди понимает, что никакие внутренние обиды не могут оправдать подобное преступление. Он соглашается, но исключительно из-за Вилкинса. Габи-Габи получает заветный динамик, и тут же бежит к девочке, чтобы приобрести такую долгожданную любовь. Но девочке она не нравится даже без дефекта. Ведь любят не за внешность, а за то, что внутри. А внутри Габи была себялюбивым, гадким, завистливым, отвратительным монстром.
И вот снова. Казалось бы, какой правильный мультфильм! Злодей получил справедливое воздаяние за свое преступление! Урок всем детям, что нельзя идти к собственному счастью по чужим головам. А также посыл, что внешняя идеальность совсем не важна. Но нет… Нет. Цель авторов мультфильма – не привить что-то доброе и полезное нашим детям, а совсем наоборот.
После того, как Габи не получает любви, она совсем не раскаивается. Она не просит прощения у Вуди и не осознает своё страшное преступление. В её словах только жалость к самой себе и обида на весь мир. В её глазах и в глазах авторов мультфильма она – не злодей. Она просто очень несчастная кукла, жертва, которой не повезло.
Режиссер манипулирует мнением зрителей, вызывая чувство жалости к Габи и показывая положительное отношение к кукле у позитивных героев мультика. Буквально несколько минут назад этот монстр совершил киднеппинг и насильственную пересадку органов, и нет никаких сомнений, что не остановился бы и перед убийством, если бы потребовалось. И вот, спустя мгновенье – Вуди вместе с остальными персонажами уже сочувствуют ей. Ведь она – просто несчастная кукла, которой всю жизнь не хватало любви. Вот так для зрителей в одно мгновенье дьявол превращается в ангела, и всё это без раскаяния. То есть дьявол остался дьяволом, он не изменился, не покаялся в своих злодеяниях, а значит, может повторить их вновь. Но поменялось отношение зрителей к этому персонажу.
И вот Вуди подаёт руку «бывшему» монстру и помогает встретить другую девочку. Новой хозяйке нравится эта странная кукла, и она забирает её домой. В результате, по логике развития сюжета получается, что Габи-Габи достигает своей цели через страшное преступление – отняв рабочий орган у Вуди. Выходит, этот монстр за свои злодеяния получил не справедливое наказание, а высшую награду! То, чего так хотел и о чём мечтал!
Немаловажно, что, даже получив желаемое, Габи-Габи не благодарит Вуди. С её губ так и не срываются такие слова, как «прости» или «спасибо». Нет. Она считает, что всё справедливо. Она была несчастна и теперь счастлива. Авторы мультфильма не предоставляют возможности несчастной кукле осознать всю тяжесть ее преступления, не вкладывают в нее такие качества, как совестливость и сострадание, а значит, не дают этого понимания и аудитории мультфильма.
Таким образом, авторы намеренно и хладнокровно разрушают свои два добрых посыла: что неважно, какой ты снаружи, и что нельзя построить собственное счастье на чужой крови. Твердой рукой создатели анимации перечеркивают эти идеи и доказывают совершенно противоположное, закладывая мысль: «на твоем пути к счастью никаких запретов и границ нет в принципе!»
ИИтоги:
- Безответственный выбор супруга. Выбирать в спутники жизни нужно того, к кому возникли внезапные чувства. Согласовывать нравственные качества и жизненные приоритеты не обязательно. В случае их несовпадения свои морально-нравственные ориентиры можно просто отодвинуть на задний план.
- Ярко выраженная пропаганда феминизма. Мужики – глупые, слабые и трусливые неудачники. Женщины – умные, волевые, сильные, отважные, независимые.
- Пропаганда идеологии чайлд-фри. Заботиться о ком-то – это хорошо. Но жить в своё удовольствие – тоже здорово!
- Пропаганда жестокости и насилия для достижения собственной выгоды. На пути к своему личному счастью ты имеешь право совершать любые, даже самые немыслимые и чудовищные преступления.
- Торжество зла над добром. Самый ужасный преступник получает наивысшую награду и для этого ему совершенно не требуется раскаяться или отказаться от своих прошлых убеждений.
Михаил Киномечтатель