Главная >

Русский реп — новая попса нового времени.

Заключительная статья к серии роликов «Аморальные исполнители против детей. Хроники музыкальной деградации.
 

О «правильном» репе. И про то, как реп стал попсой

Эта статья завершает серию роликов на тему: «Аморальные исполнители против детей, хроники музыкальной деградации». В этих роликах мы разобрали, что именно пропагандируют самые популярные у детей реп исполнители. Теперь хотелось бы подвести итог, и поговорить о репе: что это за явление, откуда он взялся, какие ценности пропагандирует и почему, и самое главное, а бывает ли «правильный» реп?

Про то, что рэп сейчас стал повсеместным и слушают его практически все, писать нет смысла, — это очевидно. Поговорим о происхождении, духе и сути этого жанра. Первое что хотелось бы сказать, что реп — это не музыка, а ритмичное и ускоренное чтение (или рассказ) под битовое сопровождение

Но прежде чем говорить про русский реп, поговорим про то, откуда и как появился это жанр, и как он выглядит у себя на родине.. Все началось в 70-х годах в Нью-Йорке, в районе Бронкс. На «черном радио» появились первые представители этого жанра. О чем были их песни? Да про то же, что и сейчас: про жизнь в районах вроде Бронкса, про наркотики, роскошь и насилие. Эти темы составляли, составляют и всегда будут составлять основу репа.

Почему именно эти темы? Ну тут надо понимать главное, что реп как уже писалось выше изначально явление чисто афроамериканское, а темное население Америки, в силу многих причин, не слишком склонно к труду, да и возможности себя проявить в честном труде у них, как правило, нет в силу многих социально-политических причин. При этом жить красиво хотят все, и они не исключение, вот только стать богатым простому чернокожему парню возможно было тогда (да и сейчас) только при помощи разбоя или продажи наркотиков. Вот эти плохие парни с большими деньгами и низким интеллектом часто становились кумирами молодежи. Их воспевал, о них размышлял в своих речитативах реп: его идеи вращались вокруг денег и протеста против серой убогой жизни, а идеалом становилось зло, куда более страшное, чем бедность. Реп впитал в себя все то, чем жили люди в своих черных гетто, освещал дорогу, ведущую вниз: романтизировал все явления той жизни, от продажи наркотиков, до заказных убийств.

Почему реп выглядит так примитивно: ни музыки, ни слов; внешне — ну просто танцы африканских племен? Почему так получилось? Дело все в той социальной несправедливости, в которой жило, да и сейчас живет практически все чернокожее население в США. В то время чернокожему парню получить хоть какое-то образование было совсем не просто, и таких людей было абсолютное большинство. Про какое-то дополнительное, музыкальное образование, вообще не могло быть и речи. Именно поэтому реп такой примитивный, если бы чернокожее население имело к примеру советскую систему общего образования, то реп никогда бы не появился, а если бы даже и появился, то имея такое образование, они бы просто не стали бы его слушать. Примитивность, пошлость, полоумные понты разбавленные развратом, и однообразие репа есть прямой результат отсутствия культуры и образования.

Что такое русский реп? Да это ровно тоже самое! Это полностью содранные у Запада биты, мотивы, минуса, имидж, стиль. И все это позорище разбавлено местным блатняком. С черной Америкой понятно, но почему рэп стал так популярен у нас? Со времен СССР у нас считалось «крутым» все западное. А уж что крутым считали сами американцы (пусть даже их не самые лучшие представители), тут возводилось в квадрат. Потому мы имеем поколение, слушающее рэп — жанр, не имеющий ничего общего ни с нашей, ни с белой американской культурой.

Рэп и подлинное искусство

Что нужно, чтобы стать известным исполнителем любого другого направления в музыке? Много лет тяжело и упорно учиться и, как минимум: уметь читать ноты, иметь хоть какие-то вокальные знания и данные. Что нужно, чтобы стать исполнителем рэпа? Ничего. Вообще ничего, даже музыка не нужна, можно просто наложить бит или любую другую музыку. Вокальных данных не требуется и литературных талантов в написании текстов тоже, ведь рэп как жанр не предполагает каких-то определенных правил.

Так можно ли назвать рэп искусством? Искусство по определению не может быть примитивным и не требующим умений: оно предполагает талант, ответственность за него, и главным показателем в искусстве всегда служит то, что действительно талантливую вещь очень сложно, а чаще всего просто невозможно повторить, именно это мы и называем искусством. Подходит ли под это реп? Нет, не подходит! Нельзя назвать искусством то, что не требует искусства, что может сочинить или воспроизвести любой наркоман. Музыкальное искусство и реп отличатся друг от друга, как филармония от цирка. Вроде и там и там представления, да только публика и цели разные.

Настоящая музыка не может быть простой, она обязана быть сложной, независимо от жанра, но для этого нужен талант, знания, и самое главное соответствующее образование, а с этим у реперов часто бывают проблемы. Ведь многие из них часто являются подростками из неблагополучных семей. Они не могут найти своё место в современном мире, и от безысходности они часто становятся наркоманами, алкоголиками, гопниками, или просто психами.

Такие люди чаще всего и становятся реперами, просто потому, что именно такие люди и создали реп, он был создан ими и для них, и он им близок и понятен. Надо понимать что реп такой какой он есть ни от хорошей жизни, реп появляется там, где исчезает образование и культура. В таких местах сразу появляется много исполнителей именно этого, самого примитивного жанра. Да и слушатели что самое важное сразу находятся, ведь целевая аудитория слушателей этого направления музыки, никакого таланта и особого звучания от исполнителей и не ждет.

Рэп и наркотики

Важный пункт. То, что большинство реперов и наших, и не наших поют про наркотики, это знают все, но почему они это делают? И можно ли исключить эту тему из реп-текстов? Вернемся к истории возникновения рэпа, к реалиям жизни афроамериканцев. Большинство из них живут на пособия, и единственный способ заработать очень много денег и стать крутым — это как раз наркоторговля. Ну, и употреблять они, мягко говоря, не брезгуют. Рэп как их субкультура очень ярко отражает все эти реалии, и каждый, кто служит этому жанру, естественно, служит и этой теме, пропагандируя употребление наркотиков. Реп и наркотики — явления взаимообусловленные, так что разорвать эту связь невозможно, даже когда слова «песни» формально протестуют против них.

Вот вы к примеру замечали, что реперы часто выступают в клипах в таких несуразных здоровых меховых шубах, и в толстенных берцах, а знаете почему? Откуда это пошло? Так одеваются чернокожие наркоторговцы и сутенеры, просто потому, что они работают всегда на улице, и так просто тупо не холодно. Так что шубы на многих реперах, в том числе и наших, это не для красоты, это так они отдают дань уважения профессии.

С момента зарождения репа прошло почти 50 лет. Это было время больших перемен, во многом изменилась и жизнь афроамериканцев. Что же стало с текстами? Может, и про наркотики они теперь перестали петь? Компания ProjectKnow составила чарт, проанализировав количество отсылок к наркотикам в текстах знаменитых реперов. Данные были взяты с RapGenius, который позволяет подсчитать распространение различных фраз в рэп-музыке всех времён. «Распространение» в данном контексте — количество песен определенного года, содержащих данную фразу, разделенное на количество песен того года.

Как мы видим, ситуация не просто не изменилась, она стала гораздо хуже. Цитата из этой же статьи: Упоминания наркотиков в текстах рэп-песен необыкновенно часты и очень откровенны с дней зарождения жанра. От продаж до употребления, и даже до передозировок, рэп полностью отражает историю.

Дошло уже до того, что ведутся рейтинги того, какой исполнитель какой наркотик чаще пропагандирует. Вопрос о том, пропагандируют рэперы наркотики или нет, там не ставится вообще! Это настолько всем очевидно, что ставить такой вопрос просто глупо! Вот один из этих рейтингов:

Что тут еще добавить? Наши реперы — как младшие братья всех этих замечательных парней, — естественно, как и положено младшим братьям, берут с них пример, все за ними донашивают и делают ровно то же самое, что и они, чтобы соответствовать канонам их жанра. Наши реперы всегда останутся в роли догоняющих и берущих пример. И русский человек, читающий реп, смотрится точно так же, как негр с балалайкой, хотя на балалайке надо еще уметь играть, в отличие от репа.

Самое опасное: сейчас от многих можно услышать такую вещь, что якобы рэп у нас — это искусство от народа, от простых людей. Киселев в вестях недели говорил нечто подобное. Понятно, современное образование у нас уже, правда, вполне сравнимо с тем, что получали негры в 70-х в Бронксе и Гарлеме, а по уровню культуры современное телевидение опускает нас еще ниже, но нельзя же так! Люди еще помнят, как должна звучать настоящая музыка. Мы еще не так давно были страной с лучшей в мире системой образования, в том числе и музыкального. Почему на родине Чайковского и Рахманинова теперь навязывается народу самая примитивная и бездарная форма музыки, если это вообще можно назвать музыкой?

Ведь по сути реп — это антиискусство в музыке, точно так же как авангардизм — это антиискусство в живописи, а современный театр — это антиискусство по отношению к театру классическому. А что такое искусство для человека, как оно влияет на его жизнь? По сути оно формирует человека как личность, следовательно, определяет его будущее. Что ребенок видит, читает и слушает в детстве, то более всего и повлияет на основы его личности — таким он и вырастит. Эта формула известна с глубокой древности. Так что сейчас слушают наши дети? Они слушают русский рэп и его производные — это подтверждают все опросы. Подробно про то, что они сейчас слушают, были сделаны 4 разбора, там все подробно показано. Тем, у кого есть дети, очень рекомендую не пожалеть времени и ознакомиться.

Про «правильный» реп

Многие дочитавшие до этого места скажут: но ведь не весь реп такой! Есть же реперы, которые не поют про наркотики и насилие, а поют про вполне себе хорошие вещи, учат хорошему. Да, такие, конечно, есть, но их единицы, потому что этот жанр – он не про это. Что они говорят? Мы исполняем реп, потому что он очень популярен, и мы хотим донести до молодежи через наш «правильный» реп вот эти или те здравые идеи. Реп нам нужен только для того, чтобы, говоря с молодежью на ее языке, объяснить необходимые для нее вещи. Так как им нравится реп, будем действовать через него, и он – в наших устах – станет «правильным»! Слышали такое? Да на каждом шагу!

Давайте теперь переведем все это с наивного на русский. Мы возьмем самое примитивное, что есть в музыке, добавим туда полностью скопированный антураж и кривляние от американских негров, торгующих травой, наложим на это текст, не требующий рифмования, и исполним все это как умеем, — ведь жанр не подразумевает наличие каких-то вокальных данных. И ничего страшного, что мы будем петь про хорошие и высокие вещи в том жанре, который любят гопники и наркоманы. Мы сядем с ними рядышком на корточки и научим их хорошему на понятном им языке — через наше правильное творчество. Они перестанут слушать тот рэп, который плохой, который про наркотики, и будут слушать только наш рэп, который правильный! Примерно вот такой бред сейчас можно слышать очень часто. Возможно ли такое? Конечно же, нет! Нельзя построить что-то большое и крепкое на таком гнилом фундаменте.

Что делают «правильные» реперы? Они популяризируют жанр, основанный на пропаганде насилия, наркотиков и культа потребления, и подсаживают подростков на сам жанр.. «Правильные» тексты быстро кончаются, ведь этот жанр не про правильное, он про другое. «Правильные» реперы открывают для молодежи дверь в мир большого репа. И чем «правильнее» их «хороший» реп, тем шире они распахивает эти ворота. И что там молодежь ожидает, думаю, объяснять не нужно, все показано в роликах.

Тем исполнителям, которые через реп хотят донести что-то доброе, хочется сказать одну простую вещь: ребята, вы выбрали, мягко говоря, не тот жанр. Нужна альтернатива, но она должна иметь здоровые корни. И по форме она не может быть простой и примитивной, как реп. Альтернатива не может выглядеть ТОЧНО ТАК ЖЕ как то, против чего она направлена, тогда это получается уже не альтернатива, а барахло. Так это не работает. Если одна из причин популярности репа у молодежи — это общее падение культуры и образования, то, следовательно, не реп улучшать надо, а заниматься всесторонним просвещением молодого поколения, прививать вкус к прекрасному. Образованный и культурный человек не сможет слушать рэп в принципе, ведь из всех музыкальных жанров, реп находится на самом дне. И «правильные реперы» только усугубляют эту и так плачевную ситуацию.

И еще: вся музыка ассоциативна. Любое направление и жанр, характеризуется в первую очередь людьми, и конкретной моделью их поведения. Каждый жанр подразумевает под собой разную аудиторию, из разных социальных групп. Как это работает. Кого вы представляете, когда слушаете джаз (я об исполнителях)? Негров в шляпах, играющих на трубе в каком-нибудь клубе. Кого вы представляете, когда слушаете классическую музыку? Людей во фраках, играющих в филармонии. Кого вы представляете, когда слушаете попсу? Киркорова, прыгающего по сцене в перьях. Кого вы представляете, когда слушаете реп? Черных наркоманов, едущих в прокуренной машине на разборку! И только так! За каждым жанром стоит определенный образ, и его не изменить. Можно надеть фраки и читать реп на правильные темы в филармонии, но этот бред не будут воспринимать ни любители репа, ни любители классической музыки, да и вообще никто. Просто потому, что это будет выглядеть дико. Так что тому, кто хочет писать и исполнять реп, следует помнить, кто будет его целевой аудиторией и в какой образ ему придется наряжаться, чтобы соответствовать жанру. Хочешь учить молодежь хорошему в образе негра-барыги? Ну-ну, удачи!

«Рэп не попса!»

Один из основных аргументов поклонников репа: мы слушаем реп, потому что это альтернатива попсе! Вроде бы звучит разумно, но давайте разберемся, так ли это. Для этого сначала нам надо понять, что же такое попса. Это, если кто не знал, означает ПОПулярпая музыка, естественно, в уничижительном для говорящего слово «ПОПса» смысле. Обычный список претензий — примитивность музыки и текста, низкий исполнительский уровень («петь не умеют»), а также, что самое главное, чрезмерная общедоступность, проще говоря, это то, что слушают все. И еще один важный критерий попсы — это присутствие на гос.концертах и освещение телевидением. Ничего не напоминает?

Давайте теперь подробно пройдемся по всем этим пунктам, и выясним, стал современный русский реп попсой или нет.

1) Популярность. Популярен ли сейчас реп? Просто посмотрите любой музыкальный рейтинг, и этот вопрос отпадет сам собой. Да, популярен, это сейчас самое популярное направление у школьников и молодежи.

2) Примитивность музыки, текста, качество исполнения. Все это обсуждалось выше, и попса тут нервно курит в сторонке по сравнению с репом.

3) Чрезмерная общедоступность. В телефоне каждого школьника, в каждой второй машине, по всем радиостанциям, муз каналам, везде этот ужас под названием «русский реп». Проще сказать где его нет.

4) Освещение телевидением, поддержка государством, концерты. Тут рассмотрим подробно. Совсем недавно в программе «Вести недели», в прайм тайм Киселев целых полчаса рассказывал о репе, как это хорошо и почему нельзя запрещать концерты. По первому каналу в новостях рекламировали фильм «биф», фильм о русском хип-хопе, а потом его еще и показали. Оксимирон, Хаски, Элджей,Тимати, Крид, Монеточка все они были в гостях у Ивана Урганта на 1 канале (это такие они крутые «альтернативщики», не признающие телевидение), их показывали и рекламировали на всю страну в самое кассовое время. На всех музыкальных каналах рэп в приоритете. Ну про клип Тимати и Гуфа в поддержку Собянина, который собрал более миллиона дизлайков, установив тем самым рекорд русского ютуба по этому показателю, я думаю говорить не стоит, про это уже знают все. Что-то еще?

Про поддержку государством. Кроме всего вышеперечисленного — просто несколько новостей: Директор СВР Сергей Нарышкин предложил Минкульту поддерживать реперов грантами, спецпредставитель президента РФ по культуре Михаил Швыдкой, заявивший, что с реперами «надо налаживать диалог», Тимати презентовал совместную коллекцию BlackStar и «Армии России». Презентация прошла в Национальном центре управления обороной — это закрытый военный объект. Этот список можно продолжать бесконечно, но вывод напрашивается только один.

Вывод: реп в современных реалиях стал той самой попсой, которую так презирают реперы, во всех ее смыслах, плоть от ее плоти. Если кто еще сомневается, посмотрите, что будет, если слова и музыку в рэп и поп-клипах поменять местами, будет ли разница? Специально сделал такую подборку, посмотрите сами.

Сейчас кто-то скажет, что у реперов в текстах глубокий смысл, но тут возникает вопрос о том, что считать «глубоким смыслом». Ведь для кого и песни Шнурова содержат «глубокий смысл». Кто-то ценит реп за «протест» в текстах. Да, такое, конечно, бывает, но как выглядит этот протест? Возможно ли добиться хоть чего-то, протестуя вот в таком примитивном виде? Скорее, этот протест будет иметь обратный эффект. У Цоя и Высоцкого тоже в песнях был протест, но никто в здравом уме не будет их сравнивать с Хаски или Оксимироном.

Итак, что мы имеем? Современный русский реп — это попса, и по форме, и по содержанию. Как же так получилось? Все дело в том, что попса — это понятие относительное: так называют новую, более примитивную музыку, которая почти всегда приходит на смену существующей. Такое уже было, и не раз. На смену классической музыке и оперным певцам пришли эстрадные исполнители, и они стали попсой. Затем их сменили менее талантливые, а потом пришли дешевые группы-однодневки, — тогда они стали попсой, заняв место предыдущих. Но теперь и их время кончилось: пришли реперы — они и есть новая попса. Только это теперь уже не просто попса с тупыми текстами, теперь музыка прямо пропагандирует все то, что показано в роликах.

В конце хочется обратиться к молодежи и к детям, слушающим реп. Поймите, вас просто кормят дешевым и примитивным контентом, информационным фаст-фудом. Хотя даже не фастфудом. Когда одного из ученых спросили: Скажите, современное телевидение можно сравнить с фастфудом? Он ответил: Это уже не фастфуд, это педигри. И происходит это не только в музыке, а во всех сферах искусства. Никого больше не интересует качество, всем главное просто продать, впарить вам дешевку под видом чего-то ценного. В фильмах стало больше спецэффектов, но меньше смысла, но никого это не волнует, ведь главное продать, заработать с вас денег, а нарисовать крутые спецэффекты гораздо дешевле и главное проще, чем найти сложный, качественный и интересный сценарий. Одну серию старого «Простоквашино» снимали 2 года, и получился шедевр не на одно поколение. Новые 18 серий сняли за полгода, чтобы просто заработать на нас денег, и, как результат, — это просто невозможно смотреть. На вас хотят заработать максимум, вложив при этом минимум. Так и везде теперь. Так уважайте себя, не позволяйте этим барыгам на вас зарабатывать. Экономике потребления не нужны умные люди, ведь умный человек не купит и половины из всего того, что ему каждый день пытаются впарить. Примитивная музыка создает примитивных людей, очень удобных для экономики потребления. Это еще одна причина раскрутки рэпа.

Если еще кто не видел, обязательно посмотрите, что сейчас из себя представляет современный реп на самом деле, и что сейчас слушают дети.


 

подборка материалов по темам:
Влияние музыки https://narasputye.ru/archives/category/influence-of-music-and-pop-culture

Опасный контент https://narasputye.ru/archives/tag/опасный-контент

Подборки материалов по защите детей от опасного контента для родителей дошкольников https://narasputye.ru/archives/category/for-preschool-parents

Подборки материалов по защите детей от опасного контента для родителей школьников https://narasputye.ru/archives/category/for-school-parents

Другие статьи

Сайт на обслуживании