В двух недавно опубликованных работах, основанных на серьезных научных исследованиях, их авторы утверждают, что длительное времяпрепровождение перед экраном способствует опустошению детей и несет опасность для нации.
Лоран Оттави (LAURENT OTTAVI)
Книга немецкого психиатра и невролога Манфреда Шпитцера «Губительное свойство экранов», опубликованная в Германии в 2015 году, очень похожа на книгу французского нейробиолога Мишеля Демурже об опасном воздействии экранов на детей, вышедшую в свет в августе. Одни и те же упоминания, замечания, предупреждения. Чувство удовлетворения, смешанное с горечью, просматривается у обоих авторов, которые единственные уже давно начали писать о вредных последствиях цифровых технологий.
Французский нейробиолог упоминает, в частности, знаменитое высказывание писателя Хайме Семпруна: «Когда защитник окружающей среды хочет задать самый тревожный вопрос, спрашивая о том, какой мир мы собираемся оставить нашим детям, он боится задать гораздо более серьезный вопрос: «Каким детям мы оставим мир?»
В этих двух книгах, основывающихся на научных исследованиях, дается один и тот же ответ: детям, которые спят меньше и некрепко, более неудовлетворенным, более изолированным, с лишним весом, более болезненным, более уставшим, более тревожным, более подавленным, более извращенным, более агрессивным, менее внимательным, менее уверенным в себе и менее чутким. Это пагубно сказывается на их познавательной деятельности, подвижности и продолжительности жизни. Авторы также отмечают у самых старших из них и молодых людей резкий рост числа венерических заболеваний, связанных с сексуальной доступностью через интернет, и несчастных случаев на дорогах из-за пристрастия молодежи к смартфонам. Цифровая революция повлекла за собой появление не самого образованного поколения в нашей истории, а новых варваров, которые из технологических новинок знают только примитивные приложения.
Манфред Шпитцер не раз писал в своей книге: «Доза ядовита». В предисловии к французскому изданию книги он заходит так далеко, что использует слово «сверхдоза», и считает, что социальные и экономические издержки ущерба от компьютера, будут более значительными, чем нынешнее глобальное потепление.
В западных странах дети с двухлетнего возраста смотрят в экраны в среднем по три часа в день; в возрасте от 8 до 12 лет — уже до четырех часов и сорока пяти минут; подростки от 13 до 18 лет пользуются экранами до шести часов и сорока пяти минут!… Кроме того, молодежная зависимость от компьютера и интернета часто идет рука об руку с другой зависимостью: алкоголь, сигареты или тяжелые наркотики.
В своих книгах Шпитцер и особенно Демурже опровергают аргументы восторгающихся цифровыми технологиями, «самопровозглашенных» экспертов, которые всегда находят положительный эффект на экранах, чтобы скрыть массу катастрофических последствий от информатизации.
Финляндия, называемая преподавателями образовательным раем, дорого заплатила за увлечение цифровыми технологиями. В настоящее время она находится в середине таблицы рейтинга, составленного в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. Манфред Шпитцер пишет, что «идея обучать детей новым технологиям с детского сада или с первых классов равносильна их подталкиванию к алкоголю в тех же стенах».
Отвечая другим оптимистам, утверждающим, что человек сможет и уже знает, как адаптироваться к новым технологиям, оба автора заявляют о том, что мозг не создан для множества задач (будь то женщина или мужчина). Отрицать подобную истину тем более опасно, что активное развитие мозга заканчивается к 20 годам. Другими словами: то, что было потеряно в детстве и подростковом возрасте, не может быть восполнено позже.
Манфред Шпитцер и Мишель Демурже отвергают стремление властей довести до изнеможения людей с помощью цифровых технологий, чтобы в конечном итоге управлять ими без проблем. Причина пассивности перед вездесущностью дисплеев скорее кроется в получаемой от этого экономической выгоде.
Сомнение, тем не менее, закралось и у них. Они считают, что внедрение цифровых технологий в школе отвечает стремлению сократить число учителей, и Мишель Демурже приводит цитату из высказывания одного политического деятеля, с которым он встречался: «Те кто говорит об экономии на знаниях, их меньшинство. Более 90% рабочих мест завтрашнего дня будут низкоквалифицированными […]. Все мы знаем уровень сегодняшних дипломов высшего образования. Это для забавы окружающих. […] Чем дольше мы держим детей в университете, тем больше мы экономим на социальном обеспечении».
Другой выбор (и он есть!) засилью экранов над нашими жизнями и хищению наших личных данных транснациональными корпорациями является здравым смыслом, даже если Мишель Демурже отвергает его, считая его противоречащим науке (согласно здравому смыслу, Земля не может быть круглой). Для наших детей нет ничего лучше, чем жизнь: конкретные встречи, способствующие развитию речи, занятие спортом или моменты одиночества и даже скуки, располагающие к размышлению и творчеству. Так много способов быть независимым, чтобы использовать новые технологии в разумных пределах, умеренных и избирательных.
Оба автора также ссылаются на законодательные инициативы, предпринимаемые в разных странах для противодействия вредному воздействию экранов. В Южной Корее, например, каждый человек моложе 19 лет, приобретая смартфон, должен установить программу, которая блокирует доступ к сайтам с порнографическими и насильственными сценами и ограничивает также время пользования смартофоном в течение дня.
Однако, Мишель Демурже, менее категоричен, чем немецкий психиатр, даже если он и признает сильную символическую ценность некоторых правительственных мер. Скорее, он полагается на рассудительность родителей, которым он предлагает семь правил, чтобы помочь защитить своих детей.
Учитывая масштаб проблем, которые они раскрывают, и Мишель Демурже и Манфред Шпитцер хорошо понимают, что на карту поставлено будущее нашей нации. Вопрос стоит о суверенитете. Манфред Шпитцер делает такой прогноз: «Можно с уверенностью сказать, что именно те государства, которые сегодня больше соответствуют модели конкуренции, а не сотрудничества, будут серьезно подходить к рискам и побочным эффектам цифровых технологий. И прежде всего, они защитят от них будущие поколения, которые будут иметь достойное будущее». Поэтому мы должны немного скорректировать вопрос, сформулированный Хайме Семпруном: «Какие государства мы оставим миру?»