header_bg

Распространения деструктивного контента в соцсетях. Обзор проблемы, и предложения по ее решению.



11 июня в Общественной плате РФ состоялся круглый стол «Защита детей от интернет-контента, наносящего вред их психическому, физическому, духовному и нравственному здоровью». Организатор — Комиссия ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. ссылка на полную версию – https://youtu.be/GlsNaOZdLE0

Текст выступления Афанасьева Андрея Анатольевича, руководителя аналитического сайта “на распутье.ру”.

Добрый день. Основное направление которым мы занимаемся это разбор опасного контент, и информирование родителей о тех угрозах, с которыми дети могут столкнуться в сети. Я сделал небольшой ролик, чтобы коротко показать некоторые опасные деструктивные тренды, из тех что сейчас массовы, но при этом по факту практически никак не регулируются.

ютуб

На ютубе очень остро стоит проблема распространения роликов изначально рассчитанных на самых маленьких зрителей, но которые по факту являются 18+. Таких примеров там очень много, это каналы ЛПС кукольных историй, каналы гача лайф, и многие другие. И этот контент рассчитанный по факту на младших школьников у нас до сих пор никто не контролирует.

Например на ютубе выстроена целая сеть из детских анимационных каналов, таких как анимированные истории, основные темы на которых это пропаганда лгбт, смены пола, и ненависти к родителям. Причем это всё каналы миллионники, ролики которых ютуб постоянно выводит в тренды. Соответственно ютуб ставит ролики этих каналов в правый столбец в раздел рекомендовано всем тем пользователям, которых он идентифицирует как детей и подростков.

Таким образом ютуб сначала сам формирует интересы ребенка через раздел рекомендовано, а потом начинает предлагать ему ролики на основе его интересов, которые сам же и сформировал. Это замкнутый круг, и это общий принцип. Первый раз попав на ютуб или соцсеть, ребенок сам деструктив не ищет, деструктив его сам там находит, а системы родительского контроля не работают в соцсетях и на ютубе.

ВК юмор

Если посмотреть рейтинг сообществ ВК, то самое большое количество групп это такие псевдоюмористические паблики, но только там на самом деле не совсем юмор.

 Эти скрины, к примеру, взяты из паблика 4сн, паблика насчитывающего более 5 миллионов подписчиков. И такие картинки там давно считаются нормальным юмором, который не вызывает никакого осуждения у подписчиков, потому что все подписчики там уже давно обработаны таким контентом, и для них это уже норма.

Это технология воронок вовлечения, похожая по своей сути на технологию окон Овертона, когда у человека последовательно снижают критическое восприятие каких-то недопустимых в обществе вещей. Точно также и тут, через такой юмор и систему групп разного уровня и меры деструктивности детей приучают смеяться над недопустимыми вещами. И такие псевдоюмористически паблики, они служат сейчас источником втягивания детей сразу во все направления деструктива.

Похожая воронка сейчас создается вокруг аниме субкультуры, ведь мы, наверное, последняя страна в мире, где все аниме жанры до сих пор находятся в свободном доступе, а ведь там масса жанров 18+.  И вообще в современном аниме стало слишком много пропаганды извращений, садизма, и суицида. Таких аниме сотни, но у нас есть судебные решения только по нескольким таким аниме, которые к тому же не исполняются. И все эти темы естественно перетекают в многочисленные аниме сообщества, которых в ВК уже более 200.000, и которые и создают ту самую воронку вовлечения детей в эти темы. Не случайно большинство последних случаев детских суицидов связывают именно с увлечением детьми аниме.

селфхарм

Пропаганда селфхарма сейчас одно из бурно растущих направлений, особенно на тик-токе. Такие ролики там прямо сейчас набирают миллионы просмотров, и никем не удаляются. Службы модерации соцсетей не видят никаких проблем в роликах, постах, и хештегах вот с таким содержанием. На все это жаловались, но результата нет. Тик-ток не реагирует вообще, ВК не считает такой контент запрещенным, а роскомнадзор рассматривает такие запросы месяцами и как правило присылает отказ.

Кроме того у нас сейчас масса групп, содержащих откровенный суицидальный контент, но закрыть их невозможно, потому что у нас есть дыра в законодательстве и только прямые призывы к суициду считаются суицидальным контентом, а все остальное нет.

анорексия

У нас растет пропаганда групп анорексии. Таких сообществ только в ВК уже около 3.000, а в самом большом более 100.000 человек. Сообщества анорексии у нас до сих пор не попадают ни под какой запрет, хотя эта тема сейчас уже стала массовой. В этих группах девочкам внушают ненависть к собственному телу, и сажают их на жесткие самоубийственные диеты. Причем там даже есть вот такие посты с прямым кураторством, когда куратор ищет жертву и потом доводит ее до истощения. И сейчас на такие группы просто некуда жаловаться, потому что нет закона их запрещающего. За склонение к анорексии и пропаганду самоповреждений должна быть предусмотрена ответственность.

Закладки вейпы

В тик-токе огромное количество роликов на тему закладок и закладчиков, причем по соответствующим хештегам. Пропаганда снюсов, вейпов, электронных сигарет, все это тоже идет через ВК и тик-ток, потому что главная целевая аудитория продавцов всей этой отравы это школьники. На тик-токе по тегам связанным с пропагандой электронных сигарет и прочих средств доставки никотина, уже около 2 миллиардов просмотров. Естественно, что никаких возрастных ограничений на такие материалы там нет, и пока у нас в магазинах зашторивают полки с сигаретами, в интернете во всех соцсетях, и особенно в тик-токе, развернута масштабная пропаганда всех видов никотиносодежащей химии.

оффники

Сейчас растет движение оффников. Это движение, пропагандирующее насилие просто ради насилия, как стиль жизни. Они, как правило, устраивают массовые забивы. Чаще всего организаторы набирают отряды из школьников, их увозят в лес и устраивают гладиаторские бои стенка на стенку. Организаторы всё это снимают, и продают. Их теги и ролики с пропагандой такого образа жизни тоже совершенно свободно распространяются по тик-току и ВК. И это движение и нас до сих пор не считается запрещенным.

лгбт

У нас в ВК уже более 90.000 сообществ, занимающихся прямой лгбт пропагандой. Большинство подписчиков как правило несовершеннолетние. По тегу ЛГБТ на тик-токе уже более 3 миллиардов просмотров, и это только в русскоязычном сегменте. У нас номинально есть закон о защите детей от гей-пропагнады, но в жизни он не работает, и для роскомнадзора и МВД это абсолютно табуированная тема, такие группы и ролики не блокируются не при каких обстоятельствах, сколько бы общественники не писали.

Гугл плей

Отдельная большая проблема – это приложения гугл плей. Дело в том, что на гугл плее тысячи приложений, которые дети постоянно скачивают, но никто не контролирует их содержание и прописанный в них возрастной ценз.

Вот такие приложения там идут под категорией 3+ то есть от 3 лет. Кроме того, все эти приложения и игры содержат много рекламы, очень специфической, которую тоже никто не контролирует.

Одна мама недавно написала, что случайно обнаружила на телефоне ребенка в приложении по рисованию мультиков вот такую постоянно всплывающую рекламу. Кроме того, в детских приложениях постоянно всплывает реклама онлайн казино, вот эта реклама у меня появилась через минуту после установки детского приложения.

Колумбайн.

По поводу пропаганды школьных расстрелов. На тик-токе, который у нас официально 13+ сейчас такой контент свободно распространяется, причем даже по соответствующим хештегам. А вот у такого ролика, на который уже жаловались все, кто может, сейчас более 90.000 лайков. И его никто и не думает удалять, и таких роликов там достаточно много. И вообще не понятно, почему идеология и субкультура колумбайн, пропагандирующая массовые расстрелы, до сих пор не признана экстремистской.

крипипаста

У нас очень сильно развита в соцсетях такая субкультура как крипипаста. Это субкультура по героизация маньяков и серийных убийц. В этой субкультуре есть как вымышленные герои, так и реальные. И это явление сверхмассовое, особенно среди младших школьников, на эти темы масса групп, а на тик-токе тысячи роликов, смакующих их серийные убийства. Я думаю не стоит говорить о том, каких людей такой контент формирует, и все это длится уже не первый год.

Сейчас соцсети ничего не удаляют, и закон о самоцензуре это для них простая формальность с его принятием не поменялось абсолютно ничего. Для соцсетей все эти группы и их посты, это деньги, это их заработок и по своей воле, они никогда ничего не удаляют, потому что для них удаление этих групп, это удаление собственной прибыли.

Прошу включить в резолюцию некоторые предложения.

1) Про возрастные ограничения соцсетей, они должны быть пересмотрены. Тик-ток должен иметь возрастное ограничение 18+ так как там масса именно таких материалов. Тоже самое касается ВК и ютуба. Почему у нас эти площадки, содержащие в открытом доступе массу материалов 18+  до сих пор считаются 13+, и 14+?

2)  Нужно обязать все площадки кнопку «пожаловаться на контент» которая есть сейчас на всех платформах, обязать сделать с переходом не на их внутреннюю службы модерации, которая ничего не удаляют, а с переходом на соответствующие ведомства. Чтобы при нажатии на кнопку «пожаловаться на контент» в том же ВК и тик-токе запрос шел сразу в МВД, или РКН а не в службу их внутренней модерации.

3) Необходимо создание какой-то отдельной гос.структуры занимающейся вопросами мониторинга интернет пространства, и вопросами защиты детей от опасного контента. Нужен единый центр мониторинга и принятия решений, центр реагирования на новые сетевые угрозы, в который должны входить эксперты по информационной безопасности, представители духовенства, представители родительской общественности. И этот центр должен иметь отдел блокировки опасного контента в досудебном порядке на всех площадках.

4) Нужен экспертный анализ всех субкультур на предмет их деструктивности. К примеру таких как Слэш, Фурри, Крипипаста, отдельных жанров аниме, группы сатанистов, колумбайнеров, оффников и прочих. С последующим введением запретов на пропаганду этих движений, или возрастных ограничений.

5) Все виды контента находящегося в соцсетях в открытом доступе должны соответствовать 436 ФЗ о защите детей от информации способной причинить вред их здоровью и развитию. Проще говоря соцсети должны быть приравнены к СМИ.

6) Список контента, на который можно пожаловаться в Роскомнадзор должен быть расширен. К примеру сейчас в роскомнадзор нельзя пожаловаться на большинство контента из показанного в ролике, потому что на их сайте просто нет таких пунктов.

 7) Должна быть ответственность за весь публикуемый в соцсетях контент, и она должна быть в первую очередь не столько для пользователей, столько для самих соцсетей. Потому что сейчас соцсети по факту просто подставляют своих пользователей, не удаляя тот запрещенный и противоправный контент которые те публикуют, хотя соцсетям ничего не стоит это сделать, но они на этом зарабатывают. А не удаляют они потому, что прекрасно знают что если что, то только пользователь опубликовавший пост будет нести ответственность, а не они.

В случае наложения судом штрафа на пользователя, за размещения им противоправного контента, соцсеть должна выплачивать этот штраф вместе с ним, только в многократно большем размере. Только это приведет к тому, что соцсети будут лично заинтересованы в удалении всего противоправного контента.

 

 

 

Добавить комментарий

Форма обратной связи





Я согласен на обработку персональных данных.

×