Начну с предисловия. Изначально эта статья готовилась про образовательную платформу Сферум, но, как это часто бывает, в процессе сбора информации вскрылось столько подробностей, что статья получилась уже не столько про Сферум, сколько про цифровое образование в принципе. Но разделить эти 2 темы не получится, потому как они нераздельно связаны, так что в первой части статьи будет конкретно про сам Сферум, а во второй части про все остальное.
Сейчас многие школы в очередной раз переводят на дистанционку. Про то, что дистанционное образование никогда не заменит живое, я думаю говорить смысла нет, все это и так прекрасно поняли в прошлом году, когда в результате перехода на дистанционку все дети получили чудовищный провал в знаниях, который не восполнен до сих пор.
И теперь нам снова предлагают тоже самое, но только уже на новых условно отечественных цифровых образовательных платформах, которых не было в прошлый карантин. Многие это воспринимают как прогресс, но на самом деле суть от такого перехода ничуть не поменялась, это все тот же самый дешевый цифровой суррогат, который ни в каком виде не способен заменить живое общения ученика с учителем.
Но вопросы качества образования, это далеко не единственные проблемы, связанные с этими платформами, и всем родителям я очень советую обратить внимание на еще одну важную сторону цифрового обучения — на безопасность. И в этом плане у меня больше всего вопросов вызывает самая навязываемая на сегодняшний день платформа – Сферум. Его сейчас вводят во многих регионах, фактически насильно, просто ставя родителей перед фактом. Весь ВК сейчас завален вот такими объявлениями, равно как и родительские чаты в тех регионах где его начали активно внедрять.
При этом, его позиционируют как крайне защищенную и безопасную платформу, в которой не будет посторонних. Забегая немного вперед скажу, что я как тот самый посторонний, которого не может быть в Сферуме, совершенно свободно зашел в несколько школ, созданных на этой платформе, и при желании мог бы совершенно свободно связаться со всеми учащимися всех классов, в том числе и по видеосвязи.
Причем все аккаунты в Сферуме у детей идут под их настоящими именами и фамилиями, в отличии от того же ВК, а это очень важный момент. К чему такие дыры в безопасности приводят, разберем позже, сначала о самой платформе.
«Сферум» — это детище ВК, и по сути это их простая бизнес-стратегия по вовлечению детей в свою соцсеть. То есть смотрите что они придумали. ВК логин-пароль подходит для входа в Сферум, если он уже есть, а значит, насколько я понимаю, и пароль от Сферума также подходит для входа в ВК, потому что это одна экосистема. Кроме того у них абсолютно одинаковый интерфейс.
То есть, они решили проблему наполнения своей соцсети теми пользователями, которым раньше родители не разрешали регистрироваться в ВК, и по факту Сферум-это платформа по вовлечению детей в ВК.
При этом ВК, если его сравнивать с другими соцсетями, у нас сейчас является по факту самой грязной, и самой небезопасной соцсетью именно для детей. ВК ни при каких обстоятельствах не удаляет массовые группы, пропагандирующие самоповреждения, суицид, наркотики, насилие, извращения, и т.д. Все эти скрины взяты из открытых групп, в которых тысячи несовершеннолетних.
На эти группы родители и общественные организации неоднократно жаловались, но результата нет, потому что служба поддержки ВК не считает такой контент деструктивным. Ведь они именно на этом и зарабатывают.
Наличием у себя такого контента, ВК выигрывает у западных соцсетей конкурентную борьбу, не удаляя тот контент, который те удаляют, и эта зависимость уже привела к тому, что ВК стал сейчас по факту крупнейшим распространителем всего деструктивного контента, причем с этим я думаю согласятся даже все школьники, зарегистрированные там.
У нас есть масса примеров переписок со службой поддержки ВК по поводу блокировки групп, содержащих шок-контент, пропаганду суицидов, наркотиков и порнографию (Пример 1 , Пример 2). Ни одна из таких групп не была закрыта. И вот эти же самые люди из службы поддержки ВК сейчас будут модерировать Сферум, потому что это одна экосистема. У них даже сервера, насколько я понимаю, расположены в одном и том же здании. И также как и в ВК, в Сферуме можно будет все, и мы это уже видим, даже просто листая пользовательское соглашение Сферума.
Пункт. 6.6. Руководитель Сообщества Образовательной организации несет полную ответственность за модерацию и блокировку Контента, размещенного на странице подконтрольного ему Сообщества.
То есть не платформа, а учитель и директор будут нести ответственность за все то, что будут там размещать ученики. А размещать они там будут ВСЕ, потому что согласно 9 пункту соглашения, на площадке может быть (и обязательно будет) контент третьих лиц. Под этим они понимают вообще любые ссылки на все что угодно, и они это не будут проверять, и нести за это ответственность!
Пункт 9.3.1. Система содержит (или может содержать) ссылки на другие сайты в сети Интернет (сайты третьих лиц) так же, как и статьи, фотографии, иллюстрации, графические изображения, информацию, приложения, программы и другой Контент, принадлежащий или исходящий от третьих лиц.
То есть, это то о чем говорили, что в Сферуме дети будут обмениваться ссылками на любой контент абсолютно бесконтрольно. И далее:
Пункт 9.3.2. Указанные третьи лица и их Контент не проверяются Компанией на соответствие тем или иным требованиям. Компания не несет ответственность за любую информацию, размещенную на сайтах третьих лиц, к которым Пользователь получает доступ через Систему или через Контент третьих лиц.
Ну и согласно пункту 9.2.2. Компания может, но не обязана, просматривать Систему на наличие запрещенного Контента и может удалять или перемещать (без предупреждения) любой Контент или пользователей по своему личному усмотрению, по любой причине или без причины.
И это все официальный документ, это пользовательское соглашение, под которым по умолчанию подписываются все родители, регистрирующие ребенка в Сферуме. То есть что нам предлагают. Нам предлагают платформу по вовлечении детей в ВК, при этом на этой платформе не будет родителей, туда не пустят общественников, и контролирующие органы, зато там можно будет обмениваться абсолютно любым контентом, за который платформа не будет нести никакой ответственности, согласно пользовательскому соглашению, с которым по умолчанию соглашаются родители.
Согласно закону об образовании, образовательное учреждение не имеет права использовать в учебном процессе технологии, наносящие вред физическому и духовному развитию ребенка. А тут мы видим именно это, причем это даже официально прописано. Нам прямо открыто пишут, что на платформе, где будут учиться дети с 1 класса, не будет никакой безопасности.
Что будут делать дети в Сферуме, который сделан по образу и подобию ВК с аналогичным интерфейсом, и возможностью сетевого общения? Они будут там учиться? Кто-нибудь на полном серьезе в это верит? Я нет.
В сферуме они будут обмениваться ссылками на те же самые группы ВК, при этом в Сферуме будут закрытые чаты, которые невозможно будет контролировать родителям, и через которые будет проходить вовлечение детей во все опасные темы, как это сейчас происходит в мессенджерах, которых в принципе до 18 лет не должно быть на телефоне ребенка, и на то тоже много причин, но это отдельная тема.
А по поводу того, что на Сферуме якобы не будет посторонних, могу сказать, что из того что мы видим последние годы — практически все случаи вовлечения детей во все опасный темы, особенно в такие как суицид, ультра-движения, ЛГБТ, никотиносодержащие смеси, все это, как правило, вовлечение сверстниками! И в Сферуме это уже происходит. Просто один пример — это общий чат одной школы на Сферуме в котором больше 1000 человек.
Школьник агитирует в оффники, судя по текстам и символике, и ни у кого нет возможности его заблокировать в общем чате, или пожаловаться на него. Масса случаев было и раньше, когда один ученик заражал опасными темами весь класс, но теперь это будет происходить еще более скрытно и массово, потому что на сферуме будет именно закрытое общение.
Просто сейчас важно понимать, что в ситуации, когда все информационное поле наполнено определенными деструктивными трендами, которые соцсети активно поддерживают, любая новая цифровая образовательная платформа станет простым «усилителем сигнала» всего деструктивного контента, тем более, когда речь идет о платформе, изначально созданной на базе соцсети.
При этом еще раз хочу подчеркнуть, что родителей туда не пустят. И это прописано в пользовательском соглашении Сферума. То есть, нам как родителям туда заходить нельзя, но ребенка мы там зарегистрировать обязаны.
В инструкции к платформе даже есть такой интересный пункт: Что делать, если родители отказываются регистрировать ребёнка на платформе?
И дается ответ: «Законные представители ребёнка принимают решение о регистрации самостоятельно, принуждать их не нужно. Но крайне важно донести информацию о том, что без регистрации ученик не сможет получить доступ к школьному сообществу и части учебных материалов.»
То есть если вы не регистрируете ребенка на Сферуме, то он не получит полноценных знаний, и будет оторван от среды. Мало того, что это незаконное навязывание коммерческих услуг, но это еще и ограничение конституционных прав учащихся на получение ими полного образования. И делать все это данная коммерческая платформа планирует руками педагогов, давая им такие нелепые инструкции.
А нам как родителям, они предлагают выбрать между вовлечением ребенка в опасную, и никем не контролируемую среду, модерируемую соцсетью, зарабатывающей на распространении деструктива, или отказаться от обучения как такового. Где же тут выбор?
Теперь вернемся к проблеме безопасности самой платформы Сферум. К тому, с чему я начинал. Главным преимуществом этой платформы нам со всех экранов позиционируют то, что на ней не будет посторонних, там будут только ученики и учителя. Так ли это на самом деле?
Мне честно говоря понадобилось меньше минуты, без использования каких-то специальных программ, чтобы найти открытые Сферум-ссылки на вход в разные школы. Сейчас я, как абсолютно постороннее лицо, присутствую уже в пяти разных школах в качестве ученика, и я вижу в этих группах абсолютно всех участников учебного процесса. Причем, я знаю кто как выглядит, кто в каком классе и с кем учится, и что самое важное, в отличии от соцсетей тут все под настоящими именами и фамилиями, а не под никами.
Мне как ученику зачем-то доступна информация обо всех классах в школе, об их составе, и учителях. Вот такой на Сферуме уровень безопасности.
Причем я могу написать любому ученику все что угодно, и даже выйти с ним на видеосвязь. Я думаю не стоит объяснять какие люди и с какими целями могут воспользоваться такими возможностями.
И система меня спокойно пропустила, хотя я зашел в нее внаглую со своего аккаунта, где я 1983 года рождения, а зашел как ученик, причем сразу в 4 школы, находящиеся в разных концах страны…
Потом я решил написать сообщение со словом «привет» примерно пятнадцати ученикам, в надежде на то, что система меня заблокирует за спам, но ничего не произошло. Когда учащиеся мне ответили, я попросил их написать на меня жалобу, чтобы меня заблокировали, например за спам, но оказалось, что в Сферуме вообще нет такой функции.
Я с трудом нашел как написать на Сферуме в службу поддержки вопрос, и я спросил их куда мне жаловаться на спам и опасные сообщения. Ответа жду третьи сутки, и видимо уже не дождусь. То есть любой человек с улицы может зайти на Сферум, и агитировать учеников даже самых младших классов на все что угодно. Да, ребенок может его заблокировать у себя, там есть такая функция, но он не может на него никуда пожаловаться, и тот будет продолжать делать то что делал.
Я считаю, что это не просто отсутствие безопасности, это уже умышленное создание условий, способствующих распространению всего что угодно. В таких условиях полного отсутствия контроля, дети получаются предоставлены сами себе, и приведет это к тому, к чему всегда приводят ситуации, когда дети предоставлены сами себе. И в таких чатах сейчас будет распространяться травля, конфликты, и пропаганда всех деструктивных течений, что уже происходит. Во всех общих школьных чатах Сферума, куда я смог попасть, уже происходит именно это. Так это общие чаты, а представляете что тогда происходит в закрытых чатах.
Понимают ли все это родители и учителя? В большинстве своем понимания проблемы нет, хотя есть и примеры отдельных регионов, где люди это уже поняли. Приведу один комментарий:
В нашей школе всех заставили регистрироваться в Сферуме в начале этого учебного года, я написала отказ по своим школьникам. Начался дистант, и с начала этой четверти, используется по факту как и прошлые годы Зум и гуглклассы. Оказалось, по информации от учителей, Сферум не доработан, использовать его либо невозможно, либо дико неудобно.
При этом что касается возрастных ограничений Сферума, то я так и не смог от них получать никакого внятного ответа. Они сначала уходили от прямого ответа, в стиле службы поддержки ВК, что еще раз говорит о том, что это одна и та же организация, а потом видимо решили просто не отвечать на сообщения. В итоге, как я понял, возрастные ограничения у них даже не прописаны. Что косвенно подтвердил мне департамент образования Нижегородской области. Они написали что у платформы вообще нет возрастных ограничений, и что самое важное, оказывается они планируют использовать ее для дошкольного образования.
Это уже совсем за гранью добра и зла. Особенно учитывая тот факт, что платформа не заботится о данных детей, и не собирается мониторить себя на наличие опасного контента, которыми дети внутри нее будут обмениваться. То есть с безопасностью все на Сферуме понятно, ее там просто нет. Но тогда встает следующий вопрос, кто за все это будет отвечать? Кому вообще принадлежит Сферум?
Согласно реестру Сферум официально принадлежит некому ООО «ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Зарегистрировано в Москве численность предприятия один человек. Учредители ООО «КОММИТ КЭПИТАЛ» фирма зарегистрирована в Москве, 1 человек, уставной капитал 10.000 рублей, ей принадлежит 50 процентов акций, и второй учредитель мейл ру, которому принадлежат оставшиеся 50 процентов акций, учредителем которого является мейл ру групп, находящаяся в офшоре. Это Республика Кипр и Британские Виргинские острова…
Вот такое у нас «импортозамещение», и «альтернатива зуму», как сейчас часто преподносят Сферум некоторые чиновники от образования.
А что с самим учебным процессом? Как детей будут учить? Ведь эта платформа, созданная на базе соцсети, и ради соцсети, официально ведь подается как образовательная.
Для педагогов на Сферуме есть отдельный раздел https://prof-sferum.ru Встречает этот раздел всех учителей большой и красивой надписью «Создаём образование будущего вместе». И далее этот раздел предлагает 10 идей увлекательных уроков. Это то, что Сферум предлагает делать педагогам. Он собирается учить их тому, как им правильно вести уроки, ну видимо для того, чтобы нам всем попасть в то самое «образование будущего»…
Коротко зачитаю лучшие советы.
— Если школьники на переменах устраивают рэп-баттлы, а дома листают Instagram и смотрят аниме — почему бы не использовать это на уроках?
— В интернете множество медиаформатов: кто-то выбирает TikTok, а кому-то интереснее включить подкаст. Пусть каждый ученик сам выберет ту форму подачи, которая ему больше всего нравится, и подготовит домашнее задание в этом формате — короткого видео, подкаста, страницы в соцсети.
— Ещё можно провести урок-семинар на основе авторских рисунков. Для этого ученики предлагается визуализировать проект в формате манги или комикса.
— Рэп в школе? Не стоит бояться, что это музыка улиц. В формате рэп-баттла можно научить учеников отстаивать своё мнение и аргументировать точку зрения.
— Можно примерить на себя роль любимого героя сериала и не забывать при этом про школу. Попробуйте устроить урок-коллаборацию. Например: Математика и «Игры разума»: изучаем предмет вместе с персонажами фильма.
— TikTok очень популярен у школьников, и это стоит использовать учителю! В качестве домашнего задания или творческой работы каждому ученику нужно снять ролик, раскрывающий тему урока. Например, за 30 секунд рассказать о причинах Русско-японской войны или объяснить суть теории термодинамики. Каждый презентует свой TikTok, в конце все голосуют за то, у кого лучше получилось раскрыть тему.
Тоже самое, кстати, происходит и на платформе я-класс. Это образовательная платформа от Яндекса. Вот такие там советы для учителей в разделе «Возвращаем учеников в рабочий режим». Сравните с предыдущими советами Сферума, это практически один в один.
«Ребятам предлагается создать в соцсетях странички Чацкого, Печорина, Обломова, Элен Курагиной, Анны Снегиной и наполнить их качественным контентом, соответствующим характеру персонажей. Можно снять короткое видео в формате Тик-Ток от лица любимого героя: «Дед Мазай о современной экологической ситуации», «Юрий Долгорукий о стратегии развитии Москвы», «Мэри Поппинс о деградации вкуса».
И это все подается на полном серьезе. То есть, вот такие там будут уроки. Я конечно не знаю, но как по мне, это больше похожие на какой-то цирк, чем на школу. И снова Тик-ток. Почему-то и Министерство Просвещения, и Сферум, и Учи ру, крайне неравнодушно и с любовью смотрят именно эту, самую грязную платформу, содержащую массу контента 18+.
У нас же весь прошлый учебный год фактически прошел под знаменем тик-тока. Министерство просвещения постоянно проводило в нем какие-то нелепые конкурсы, в том числе и с привлечением таких тик-токеров, как Даня Милохин, который называет себя то Даней, то Даниелой.
С платформой Учи.ру недавно был большой скандал. Там появился новый раздел «Учи.Видео, учимся вместе с TikTok-блогерами». Среди обучающих видео для детей там был выложен видео-ролик «Я и мои эмоции» блогера Любы Бич. Вот ее аккаунт, но на ее творчестве не будем останавливаться, оно я думаю понятно по картинкам.
И именно таких тик-токеров сейчас подобные платформы и продвигают. И Сферум, видимо тоже решил продолжить этот тренд, предлагая учителям проводить тик-ток уроки.
Но про тик-ток вообще нужно делать отдельную статью, потому что его на самом деле стоит разобрать отдельно и подробно. Но в контексте именно образования, тик-ток как раз выделяется среди прочих медиаплатформ и соцсетей тем, что он больше других формирует примитивное клиповое мышление, причем создается впечатление, что он специально был сконструирован именно под эти цели.
Ведь само по себе распространение приложений, в которых пользователь бесконечно прокручивает ленту новостей, останавливаясь в среднем на 5-7 секунд, адаптирует психику к обработке только таких коротких сообщений. Со временем эта привычка приводит к тому, что человек уже становится не способен на физическом уровне анализировать какой-то большой материал или текст.
От этого ухудшается память, и человек как ребёнок начинает доверять всей поступающей информации, потому что становится просто не способен её анализировать, а значит принимать самостоятельные решения. Происходит инфантилизация личности, а учитывая, что такой мелкогранулированный, примитивный, и к тому же ещё, как правило, не связанный между собой контент составляет сейчас основу всех соцсетей, то происходит и инфантилизация общества в целом.
И Тик-ток в этом плане не просто формирует такое клиповое мышление, создается впечатление, что он как будто специально для этой цели был создан. Если в соцсетях, листая ленту, вы можете остановиться и что-то почитать, то в Тик-токе видео запускаются сразу, они не дают ребёнку оторваться ни на секунду, и он не может остановиться, всё листая и листая. И в итоге мозг ребенка полностью адаптируется только под такой вид восприятия информации, через короткие и не связанные между собой сообщения, и когда ему потом требуется освоить какой-то большой текст, то он уже не может это сделать просто физически. Именно из-за этого у детей любящих посидеть в соцсетях и Тик-токе такие проблемы с образованием.
Причем если у взрослых вырабатывается привычка, которую в принципе еще можно исправить, то у детей закладывается уже не привычка, а модель восприятия информации на всю оставшуюся жизнь, которую потом уже нельзя будет исправить.
Почему многие взрослые люди, привыкшие с детства читать обычные книги, не могут сейчас перейти на чтение книг в интернете? Потому что у них в детстве заложился именно такой, вдумчивый, и неспешный ритм восприятия информации, который дает книга, и только такой ритм восприятия информации делает возможным освоить какой-то большой и сложный материал. При этом важно понимать, что любое обучение, это всегда долгое и вдумчивое освоение какого-то большого материала, и только так.
А если ребенок с детства будет приучен к клиповому варианту восприятия информации, то он физически уже никогда не сможет освоить никакой большой материал, как бы он этого не захотел, потому что его мозг будет уже адаптирован только под такие короткие, и не связанные между собой сообщения. И в этом плане Тик-ток просто идеальный инструмент для формирования именно такого примитивного клипового мышления, и при этом именно он сейчас является наиболее продвигаемым Минобром, и цифровыми платформами.
Поэтому всю эту «тиктоковизацию» образования в этом плане следует рассматривать не иначе как какую-то диверсию. Сразу вспоминаются слова бывшего министра просвещения Фурсенко, который открыто говорил, что наша задача не формирование человека творца, а формирование потребителя, способного пользоваться результатом творчества других. Тоже самое, в принципе, говорил и Михаил Ковальчук, когда рассказывал о формировании служебного человека, примитивного и лишенного самосознания.
И мы сейчас наблюдаем именно этот процесс как в соцсетях, так и в школе. Например в школах сейчас идет фактически полная ликвидация школьных олимпиад, с заменой их на опять же дешевые цифровые суррогаты. У нас с этого года 6 предметных олимпиад в 62 регионах страны переводят в дистанционный, то есть в «надомно-компьютерный» формат, не предоставляя ученикам возможности участия в олимпиаде в традиционной форме. И все данные о детях с 4-го класса и старше, передаются некому частному фонду Сириус.
Почему Министерство Просвещения вообще позволяет вместо себя проводить олимпиады каким-то частникам? Я уже не говорю про коммерческие олимпиады, проводимые в школах каждый год такими же, правда уже более мелкими частниками, но уже за деньги родителей.
Это такие олимпиады как «Русский медвеженок», «Рысенок», «Кит», «Кенгуру», и прочая живность… И весь этот зоопарк, организованный опять же некими частниками, и не имеющий никакого отношения ни к образованию, ни к учебной программе, проводится за деньги родителей при поддержке школы, и длится этот цирк уже много лет.
Все всегда начинается с мелочей, и на смену этим мелким частникам, которые зашли в школы при молчаливом согласии родителей, теперь пришли глобальные цифровые образовательные платформы, которые воспринимают уже всю систему образования как свой бизнес проект, причем они открыто об этом говорят.
«Образование – это «не распакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее войдут, получают шанс захватить весь этот огромный рынок»
Это цитата из доклада «Будущее образование: глобальная повестка» составленного в 2014 году у нас, при поддержке крупнейших западных цифровых компаний, и фонда Сколково. Очень рекомендую всем прочитать этот доклад. К отмирающим форматам в этом документе к 2025 году отнесены учитель-репродуктор, оценки, авторский учебник, общеобразовательная школа, и текст как доминирующая форма знаниевой коммуникации.
Отсюда видимо и идет вся это «тиктоковизация» образования. При этом осуществлять у нас в стране эти планы будут вот эти организации, которые указаны в этом же докладе как организации, которые внесли значительный вклад в создании карты, то есть конкретного плана действий.
И среди них Сколково, логотип которого мы видим как на Сферуме, как на Я-классе, так и на Учи.ру.
Такой же логотип мы видим на сервисе ООО «Мобильное Электронное Образование» который сейчас также активно навязывают. Этот сервис вообще, даже территориально находится в самом Сколково. Но про него еще разберем далее.
А вот и этот же логотип на сервисе «Фоксфорд», к которому многие школы также активно склоняют. Расположен он кстати на Кипре, это что касается безопасности личных данных учащихся…
И тот же самый фонд Сириус, который теперь у нас почему-то проводит школьные олимпиады, тоже подписал соглашение с фондом Сколково.
Соглашение предполагает взаимодействие по разработке и реализации новых учебных программ дополнительного образования и программ по повышению квалификации педагогов. Ну а как все эти платформы повышают квалификацию педагогов, мы уже разбирали.
То есть что у нас получается в итоге. Сколково, как структура осуществляющая планы, прописанные в докладе «Будущее образование: глобальная повестка» присутствует на всех имеющихся сейчас у нас крупных образовательных платформах. Следовательно, все эти платформы и будут осуществлять все эти пункты по ликвидации традиционного образования, прописанные в докладе, что мы уже видим.
В отношении образования и наших детей в подобных «прогрессивных документах» появляются такие термины, как «новая нефть» или «человеческий капитал 2.0», дети превращаются в нечто неодушевлённое. Причем прививают такие «ценности» детям уже не только в школе. На скрине кадр из выпуска передачи «Спокойной ночи малыши». Робот «Айтиша» там теперь учит малышей платить налоги, страховать жизнь, сдавать биометрию, и прочим подобным вещам. Там уже целая серия таких выпусков, так что если кто-то думает, что это все далекое будущее, то нет, все это уже среди нас.
Хотя это, конечно, далеко не единственный такой доклад. Есть и проект «Образование 2030», и «Образование 2035» от того же Сколково, и Московская электронная школа, в общем-то тоже полностью повторяющая все эти тезисы.
Но даже если бы и не было всех этих проектов, надо понимать, что учителя для таких платформ это всегда прямые конкуренты, лишающие платформы потенциальной прибыли. Они это в отличии от учителей прекрасно понимают, и учителей они очень быстро заменят сначала тьютерами, а это происходит уже сейчас, а потом искусственным интеллектом, который еще и прикрутит к каждому ученику аналог социального рейтинга, и это тоже прописано в этих же проектах.
Там это рейтинг называется «цифровые образовательные траектории». Причем никто ничего не скрывает, и на главной странице сберкласса, например, это написано черным по белому. Тоже самое пишут и на федеральном портале «Российское образование». Да и вообще, если внимательно послушать современных чиновников от Минобра, то словосочетание «образовательные траектории» у них теперь встречается постоянно.
По поводу этих образовательных траекторий, которые на самом деле являются полным аналогом социального рейтинга, есть очень хорошее высказывание Игоря Ашманова, пожалуй лучшего специалиста у нас в стране по вопросам искусственного интеллекта, и информационной безопасности. Видео называется «Игорь Ашманов о недопустимости введения цифровых индивидуальных образовательных траекторий.»
То есть все эти цифровые образовательные платформы учителей превращают в тьютеров — во временных посредников между учеником и платформой, и на площадке сберкласса, кстати, так и написано, что учитель – это просто наставник и навигатор в образовательном процессе. Не более того.
То есть задача учителя теперь в этой новой системе сводится к тому, чтобы просто заинтересовать ребенка платформой всеми возможными способами.
Именно отсюда идут все эти 10 дурацких советов на Сферуме по реп-урокам, тик-ток заданиям, и прочему мракобесию, размещенному на Сферуме в разделе для учителей, о котором говорили ранее. Отсюда же и геймификация образования, тоже сейчас активно продвигаемая, в том числе Сферумом. Этими платформами делается все для того, чтобы завлечь к себе максимально больше количество детей всеми доступными способами.
Даже крупные педагогически ВУЗы уже подключились к этому процессу. Вот такие курсы, например, сейчас идут в МГПУ. Цифровая трансформация, личный профиль, Сферум, геймификация… Одни и те же слова, и теперь это уже повсеместно.
Причем учителям эти платформы на самом деле отводят роль временных посредников, потому что в конечном счете должен остаться только искусственный интеллект, с прикрученной к каждому ученику персональной траекторий развития, которая будет на основе написанных неизвестно кем, и неизвестно зачем алгоритмов, определять судьбу вашего ребенка, а учителя будут не нужны. И это тоже совершенно четко прописано во всех этих образовательных проектах. Только учителям, проходящим все эти курсы «повышения цифровой квалификации» конечно же про это не говорят, по понятным причинам.
Вот что прямо сейчас происходит, к примеру, в нижегородской области, такое сообщение нам прислали подписчики:
Несколько дней назад всем родителям учеников нашей школы классными руководителями (как и в случае со «Сферумом») было в беседе «Вайбера» разослано сообщение с просьбой зарегистрироваться в связи с распоряжением администрации (а кто-то ссылался и на приказ районного управления образования) в едином каталоге онлайн-курсов «Цифровой образовательный контент» («ЦОК») https://educont.ru/.,
являющимся контентом некой компании ООО «Мобильное Электронное Образование» (ее мы разбирали выше) В приложенных файлах имелась инструкция по подключению бесплатного доступа к контенту МЭО для педагогов и для учеников, и сопроводительное письмо директора этого ООО на имя руководителей всех образовательных организаций (!). Одной из характеристик контента называется то, что «использование МЭО позволяет повысить эффективность бюджетных расходов и оптимизировать образовательный процесс за счёт использования современных цифровых образовательных технологий». Неужели сами работники как системы образования, так и системы управления образованием, не понимают, что в результате таких оптимизаций прежде всего они сами окажутся на обочине такого «прогресса»?
При этом, насколько я понял, классными руководителями (понятно, что не ими самими — они, вероятно, выполняют некое распоряжение) ставится вопрос именно об обязательности участия в этом проекте, причем регистрации до 15 ноября, а то якобы участие будет платным.
Ну вот мы и подошли к еще одному важному пункту — к деньгам. Если кто-то думает, что все это дешевое и бесполезное цифровое образование будет бесплатным, то как бы не так. Оно даже сейчас, находясь на стадии первоначального внедрения, уже не бесплатное. По поводу компании МЭО, которую сейчас так активно продвигает Департамент Образования Нижегородской области, есть очень интересные цифры. Дело в том, что они совершенно не стесняются, и открыто публикуют прайс с ценами на свои услуги. Не кисло, если честно. Умножаем это на количество учеников, а потом на количество школ, и получаем нечто астрономическое.
При этом Департамент образования пишет, что: «использование МЭО позволяет повысить эффективность бюджетных расходов и оптимизировать образовательный процесс за счёт использования современных цифровых образовательных технологий.»
Возможно, я что-то не понимаю, но если все школы закупают этот контент за такие деньги (своего образовательного «контента» в школах видимо совсем нет?) то где же тут «эффективность бюджетных расходов»? Получается они врут? Нет, к сожалению не врут, а наоборот, видимо сами не понимая этого, пишут слишком откровенно.
Бюджету конечно гораздо выгоднее закупить подобный цифровой суррогат, и посадить за него детей, чем содержать школы и педагогов, и видимо именно это и имеется ввиду.
Но платить этим цифровикам будет не только государство. Например родители, чьи дети учились на Учи.ру, даже те, которые учились в нем по «приглашению» Минобра, пишут, что после 19.00 приложение уже начинает требовать денег, за возможность продолжения занятий, потому как у них такие правила. Интересные правила, а если родитель приходит с работы после 18.00, и начинает делать уроки с ребенком после 19.00 (а это большинство) то за это надо платить? Это очень показательный пример, и именно такое «качественное и бесплатное образование» они нам всем хотят предложить. Поэтому ко всем педагогам большая просьба. Не надо пожалуйста больше присылать нам в родительские чаты вот такие сообщения:
Зачем вы это делаете? Зачем вы рассылаете эти рекламные сообщения коммерческих платформ? Неделю бесплатно по промокоду школы? Какая щедрость! Первая доза бесплатно, а потом платно? А потом уже все образование будет за деньги, и все оно будут в цифровой среде, и вы этой системе будете уже не нужны, неужели вы этого не понимаете?
А по поводу второго скрина, это вообще что такое, что за приказной тон? Что значит «директор сказала, что дети во всех классах ОБЯЗАТЕЛЬНО с сегодняшнего дня работают на учи.ру»? Это вообще-то незаконное навязывание коммерческих услуг, и злоупотребление служебным положением в личных целях. В таких случаях родители могут обратится в прокуратуру, и она будет на их стороне.
Ну и еще раз по поводу качества образования на этих платформах, опубликую несколько отзывов родителей.
Первый отзыв касается второго скрина опубликованного выше:
Нас в прошлом году буквально заставляли ежедневно заниматься на Учи.ру. это был 2 класс. Учитель сказала, что это указание УО. Что она мониторит кто и сколько занимается. Там ежедневно какое-то количество заданий бесплатно. Если хочешь заниматься больше, то надо оплатить подписку. Ничего полезного для освоения программы на этой платформе я не обнаружила. Материал учебный не подается, а только упражнения для отработки изученного. Толку мало, а нагрузка на детей увеличивается. Плюс — привыкание к ежедневному сидению за компьютером.
Второй отзыв: Учи.ру — у меня ученицу посадили на дистант. Я её учу английскому в частном порядке с момента перевода на дистант. Занятия на платформе весьма неплохи — если ребёнок уже отлично знает и применяет правила и нуждается просто в прослушивании английской речи — ну, чтоб ухо привыкло распознавать.
Ну а из недостатков — ребёнок ничего не будет знать от слова вообще, зазубренные комбинации применять на практике не сможет — для этого нужно сначала проанализировать и систематизировать их, то есть уметь анализировать и систематизировать — а речь идёт о 2 классе, и далеко не о советской школе, где с детсада учили это делать. Бонусом получит тоннельный синдром на всю жизнь, потому как много бестолковой и неудобной работы мышкой, про зрение — это уже риторический вопрос. Это то, что я заметила буквально за 5 минут, потом платформа неожиданно потребовала заплатить за доступ, потому как бесплатное время — до 19 часов истекло, так получилась, что я не вовремя пришла. Простите, но ещё и платить за это …. ?
Третий отзыв: Учи.ру — ужасная платформа. Карточки (20 в день только бесплатно, дальше платно) для закрепления знаний, которые ребенок уже где-то должен получить. Дети не учатся, а смотрят картинки, тыкая на кнопки. Этакая угадайка. Олимпиады глуповаты и примитивны. Постоянно всплывают окошки с рейтингом (вот супер важно не знания, а сколько карточек ребенок натыкал). Учителя поголовно продвигают эту платформу. Выдают детям пароли и логины, не спрашивая родителей.
Я уже не говорю про здоровье учеников, это вообще отдельная и большая тема. Еще в 2018 году, задолго до дистанционки довольно подробно разбирали эту проблему в этой статье. С тех пор никаких изменений к лучшему не произошло, и среднее время пребывания ребенка за экранами только выросло, а вместе с этим усугубились и все разобранные в той статье проблемы. И это не только проблемы со зрением, хотя они конечно сейчас одни из основных, и мы в этом можем легко убедиться, просто зайдя в любой класс. Если в моем детстве на весь поток из 5 классов к концу школу было всего два ученика в очках, то сейчас уже при переходе в среднюю школу, таких учеников в каждом классе уже почти треть.
При этом мы понимаем, что если время проводимое за экранами в школе ограничено Санпинами, то со всеми этими образовательными платформами никаких ограничений нет. Вот научно обоснованные нормативы, выверенные годами исследований, посмотрите на эти цифры. Как это все соотносится с надомно-компьютерным обучением на этих платформах, когда ребенок, для того чтобы освоить учебную программу, вынужден будет проводить за экраном минимум по 3-4 часа в день? Кто-нибудь из лоббистов всех этих цифровых образовательных платформ задавался этим вопросом? Вопрос риторический…
Я не думаю что кто-то из родителей находясь в здравом уме захочет для детей такого образования.
Родители и учителя сейчас, наверное как никогда ранее, объединены этой общей бедой, которая называется цифровизация образования. И нам сейчас надо объединяться, потому что мы все, как родители, так и учителя сейчас в равной степени заинтересованы в том, чтобы дети получали нормальное, человеческое образование, а ни этот дешевый цифровой суррогат, к тому же еще не обеспечивающий даже самой элементарной безопасности.
Поэтому я предлагаю учителям донести всю эту информацию до родителей, а родителям, донести эту информацию до учителей, и уже вместе начинать требовать от министерства просвещения сохранения традиционного, человеческого образования, которое у нас еще по историческим меркам совсем недавно, было лучшим в мире.