Целых 72% самых продаваемых в iTunes «образовательных» приложений предназначены для дошкольников и младших школьников. В технологической отрасли вращаются огромные деньги, и всем, включая родителей, очень легко запудрить мозги псевдонаучными доводами в пользу новых продуктов. Зайдите в любой интернет-магазин, введите слово «детское» в поисковую строку, и вы получите более шестидесяти тысяч результатов. Рынок так называемых образовательных приложений стал индустрией с миллиардными оборотами. Это — сциентизм, или преувеличенная вера в возможности науки, в своем худшем проявлении.
Как показывает практика, детей отвлекает от настоящей учебы именно то, что делает эти приложения интересными и увлекательными. Дополнительный функционал электронной книги создает помехи пониманию или способности ребенка следить за сюжетом. Так что на первый взгляд смирно сидящий и с интересом изучающий «книгу» ребенок на самом деле просто находится под воздействием внешних стимулов, не получая при этом новых знаний.
Хорошо известно, что маленькие дети получают больше знаний в процессе живого общения, чем из видеоматериалов. Детские психологи называют это эффектом видеодефицита. Зачастую то, что достигается одним живым уроком, требует неоднократного повторения на видео. Когда с детьми разговаривают родители или воспитатели, они очень быстро впитывают знания и словарный запас. Но это не происходит так же эффективно, когда они смотрят телевизор.
Мэри Айкен. Кибер эффект