Вдумчивые, заботливые и мудрые родители, педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного, здорового физически и нравственно ребёнка?»
Поиск ответа на этот вопрос зачастую приводит нас к анализу различных теорий воспитания и обучения, чтобы учесть все плюсы и минусы того или иного метода. При этом мы забываем, что мудрое человечество ищет ответы на подобные вопросы тысячелетиями, не только ищет, но и находит. Находит и передаёт из поколения в поколение через сказку, легенду, притчу. История развития человека и человечества зашифрована в сказке. Чтобы каждое новое поколение через сказку могло впитывать это знание о мире, о философии жизни. «Сегодня мы соотносим с этим явлением термин «сказкотерапия», понимая под ней способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека».
Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире.
Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских) зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причём знания эти охватывают все жизненные сферы человека:
- область отношений между людьми;
- инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
- сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
- рекомендации по противостоянию стрессу;
- типологии людей и способы влияния на них;
- духовное развитие человека;
- мужская и женская психология.
Именно поэтому рассказывание сказок необходимо для жизни ребёнка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации.
Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывается благоприятно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, то есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр.
Читайте и обсуждайте сказки!
Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребёнком, а просто читались или рассказывались ему, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже прекрасно, ибо ресурс успешной социализации в любом случае у ребёнка имеется.
Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребёнком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Что это значит? Ребёнок естественным путём формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; исследуя собственные способности и возможности, размышляет о своём предназначении; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.
Важно ли это для ребёнка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьёзных» вещах? «Важно и не рано!» – утверждают сказкотерапевты. «Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром.
Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьёзность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только в том случае, если человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира»
Итак, современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о героях и сюжете. С ребёнком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребёнка от реальности (как ошибочно полагают некоторые). Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления.
«Разгадывание», «расшифровка» сказочных уроков и смыслов – это живой творческий процесс, совместная – ребёнка и взрослого – радость мышления и познания. Чтобы разгадывать сказочные уроки нам, взрослым, не обязательно всё знать заранее, можно строить предположения, соотносить сказочные ситуации с реальностью, фантазировать и шутить. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей силой развития ребёнка. На некоторые вопросы ребёнка так сразу не ответишь. Для взрослого важно не бояться сказать: пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе.
Ведь мудрые люди говорят: «Невозможно задать вопрос, если где-то в глубине своего сознания не знаешь на него ответа». Правда, бывает, что ответы приходят через какое-то время. А порой даже бывает полезно оставить ребёнка с каким-то вопросом внутри.
Как находить в сказках жизненные уроки?
Но как это: осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Сказкотерапевты сравнивают сказку со слоёным пирогом – «слоёным пирогом смыслов». Сказка несёт в себе конкретную информацию, но только на каждом конкретном этапе своего развития ребёнок, подросток или взрослый усваивает, анализирует разные её пласты.
Традиционно в русской культуре ребёнок начинает знакомство со сказками со сказок народных, незатейливых и напевных, сказках с часто повторяющимся рефреном, сказках отнюдь не простых, ибо в них сокрыты глубинные знания об очень важных для человека вещах. Эти сказки повествуют о том, что окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами, оказать помощь или преградить собой путь. Ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, иметь свои чувства, мысли, желания. В мире всегда есть место помощи и коварству, принятию и зависти, правде и лжи. В этом мире есть зло и неизменно присутствует добро, которое в конечном итоге и побеждает.
Сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» можно рассматривать как сказки-предупреждения о ловушках социальной реальности. Тогда на примере героев, попавших в затруднительное положение из-за своей глупости, беспечности, неграмотности, сказка показывает ребёнку последствия незрелых легкомысленных поступков. «Будь осторожен. Люди не зря учатся, наблюдают друг за другом и миром. Одно неверное действие, одно неосторожное слово, – и этим воспользуется твой соперник или враг», – нашёптывает сказка подсознанию ребёнка.
Однако не стоит думать, что сказки нагоняют на ребёнка страхи, повышают уровень его тревожности. Сказкотерапевты считают, что, во-первых, определённый уровень тревоги необходим; во-вторых, сказки таким образом формируют нормальный социальный тонус ребёнка, обязательный для самореализации; в-третьих, они дают ребёнку чёткие модели эффективного и неэффективного поведения. Таким образом, обсуждение сказок, поиск жизненных уроков становится профилактикой, психологическим закаливанием от многих проблем, с которыми встретится ребёнок, когда станет старше.
Вот ещё несколько примеров осмысленной работы со сказками… Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому именно сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Сказка В. Сутеева «Раз, два – дружно!» поможет обсудить с малышами идею: мы очень сильны, когда мы все вместе; в нашем единстве очень важен каждый, даже маленький и слабый.
Темы для размышления и обсуждения с дошкольниками по другой сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка»: «выручалочка» – это твой ум, сообразительность, находчивость; как можно назвать человека, который видит в обычных вещах необычное; почему «творцам» жить на свете интереснее?
Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» предоставляет возможность поразмышлять детям постарше о том, что значит помогать другому; почему без этого в мире людей не обойтись; что означает пословица: «Добро творить – себя веселить»?; какие бывают ценности (материальные и духовные). О ценности и неповторимости каждой личности поведает детям и взрослым сказка Туве Янссон «Дитя-невидимка».
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, в девочках – женственность. В каждом человеке есть мужское и женское, в их взаимодействии сила. Однако, можно условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «мужское» и «женское». При этом важно помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познаёт мужской мир и своё мужское начало. Аналогичная логика справедлива и в отношении мальчика.
В «мужских» сказках главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. В «женских» сказках главная героиня (или героини) – персонаж женского пола. Есть «смешанные» сказки, в которых два главных героя обоих полов. «Мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» – соответственно, женские. «Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросёнка» и «Колобок». В них проявляется важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причём, если в «Трёх поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику различные способы преодоления препятствий, типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. Всё это должно войти в «мужскую библиотеку» моделей достижения успеха.
Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антропоморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Морозко»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (кроме амазонок). Это неудивительно. Принцип Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически же «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной. Сама природа женственности очень тонкая, хрупкая, изменчивая, многообразная, поэтому описать её, рассказать о ней можно только языком метафоры.
Рассказывая ребёнку сказки, обсуждая их, то есть, занимаясь сказкотерапией, взрослый заботится о развитии его души и интеллекта.
Кроме того, «сказкотерапия – это ещё и «питание» жизненной оси, нравственного стержня человека. Сказкотерапия требует, как от психолога, так и от родителя, терпения и мудрости. Сказка становится контекстом, отправной точкой для совместных размышлений ребёнка и взрослого» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2005 г.).
У сказкотерапии нет возрастных границ, у каждого возраста свой «слой смыслов», своя сказка, свои способы взаимодействия с ней. Дети, путешествуя по сказке, «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки. Для подростков и взрослых эмоциональный аспект («вспоминание» сказочного, то есть – гармоничного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого, конструктивного изменения реальной ситуации. А открыв в себе ресурс, подросток и взрослый переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию. Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный (анализ сказок) и творческий (сочинение, драматизация сказок, рисование, создание кукол и проч.) аспекты сказкотерапии.
И ещё один важный секрет метода: в сказкотерапии важно действие, но более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие личности. Развитие, не зависящее от педагога, психолога, психотерапевта. Собственное РАЗВИТИЕ.
Сказкотерапия обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека (именно поэтому её называют «детским» методом). Есть древняя притча о том, что человек в своём развитии проходит 3 стадии: Верблюд, Лев и Ребёнок. Находясь на стадии Верблюда, он подчиняется правилам, везёт на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда ресурс терпения и сил Верблюда иссякает, человек переходит на стадию Льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определённых высот социального положения. Но приходит момент, когда Лев понимает, что всё, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины. Погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев сознаёт, что жизнь его, несмотря на блеск достижений и видимый смысл, лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития – стадию Ребёнка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнавать то, что раньше казалось очевидным. У него за спиной большой жизненный путь, однако, в его душе нет от него усталости и пессимизма. Есть желание открывать мир заново, постигая Истину…
Помня об этой притче, можно «определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, развития души, как повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Глубинное зерно сказкотерапии – в жизненных ценностях, которые несут сказки».