ПОКОЛЕНИЕ “КОПИПАСТ”.

«Пора дать реальную оценку: цифровые технологии, интернет — точно такие же наркотики, как алкоголь, опиаты и прочее. Всё это вызывает привыкание, особенно у молодых людей. У интернет-зависимых появляется забывчивость, снижается трудоспособность, утрачиваются навыки критической оценки и умение ориентироваться в потоках информации», — убеждена руководитель Пермского регионального сосудистого центра Людмила Сыромятникова. В этом номере доктор размышляет о том, как меняется человек под натиском цифровых технологий.

Сейчас формируется поколение, склонное к зависимости от цифровых технологий. Для того чтобы оценить масштаб проблемы, обратимся к опыту Южной Кореи. В 2010 году индивидуальными компьютерами были обеспечены все ученики начальных школ. В настоящее время это мировой лидер по интернет-зависимым школьникам (12%). Такая же тенденция прослеживается в Европе: количество лиц, зависимых от алкоголя и курения снижается, а от средств массовых коммуникаций — растёт.

Широкое использование компьютеров, самартфонов и других устройств определило появление нового феномена — цифрового слабоумия. Болезнь развивается именно у молодых людей. Её симптомы — снижение памяти, рассеянность, эмоциональная поверхностность, неспособность концентрировать внимание, устанавливать межличностные отношения.

Если возникает какой-то вопрос, человек открывает поисковик, откуда «вываливается» огромное количество информации. Оставим пока тот факт, что первые ссылки, как правило, оплачены, а значит, информация, которая идёт, может оказаться необъективной. Сейчас мы говорим о том, что если у индивида нет сознательного стремления отобрать, проанализировать эту информацию, он займётся простым делом: скопировать — вставить. Не секрет, что на этих двух действиях основана немалая доля рефератов и курсовых работ нынешних школьников и студентов.

то происходит, когда работа над информацией сводится к двум—трём движениям «мышки»? Происходит упрощение головного мозга! Процесс усложнения головного мозга происходит посредством глубокой аналитической обработки информации, сопоставления и обдумывания данных. В это время формируются дополнительные взаимосвязи между нейронами, так называемые синапсы, что было выявлено при помощи современных методик исследования головного мозга — нейровизуализации.

Мозги умственно отсталого и эрудита в первую очередь различаются количеством взаимосвязей между клетками. Необдуманное и бесконтрольное пользование интернетом (особенно детьми и подростками) ведёт к значительному нарушению мыслительной деятельности, недоразвитию головного мозга за счёт обеднения межклеточных взаимодействий.

При этом необходимо понимать, что интернет-зависимое поколение будет не только более глупым, но и более больным. Высокий интеллект, как было продемонстрировано в ряде исследований и наблюдений, во многом определяет здоровье индивида, его благополучие, умение адаптироваться к быстро меняющемся условиям окружающего мира.

Нам необходимо воспользоваться опытом стран Европы, Америки, Азии и не повторять их ошибки. Так, по данным американских ученых, за последние 10 лет временные затраты на цифровые технологии у американских школьников увеличились на три часа в день и составляют около восьми часов. При этом время «крадётся» у живого межличностного общения, сна и, конечно, учёбы.

Первоначально считалось, что чем больше компьютеров в школах, тем лучше дети будут учиться. Жизнь демонстрирует обратное. Анализ успеваемости школьников показал, что ноутбуки, смартборды снижают эффективность учёбы за счёт режима многозадачности; увлечение компьютерными играми формирует поверхностное мышление.

Сегодня очевидно: выиграли те страны, которые вкладывали не в компьютерные технологии в образовании, а в педагогов. Уровень образования в этих государствах выше. Компьютер у школьника — это в первую очередь увеличение времени на игры, «блуждание» по безбрежному информационному океану, «псевдообщение» в социальных сетях с беспокойным отслеживанием количества друзей, лайков и т. д.

Сегодня можно аргументрированно утверждать, что для детей и подростков цифровые технологии оказываются не бесполезными, а вредными. Если ребёнок, не овладев в совершенстве письмом и чтением, учится сразу набирать текст на компьютере, это приведёт к задержке развития! Дело в том, что формирование навыков чтения и письма — тесно взаимосвязанные процессы. Для того чтобы запомнить произношение буквы, слога, их необходимо неоднократно прописать при помощи карандаша или ручки. Только этот механизм формирует необходимые для чтения и письма нейронные ансамбли.

С другой стороны, обучающие программы взамен живому человеческому общению также крайне вредны для развивающегося головного мозга. В настоящее время никто не знает в деталях, как происходит обучение речи, прямохождению и другим базовым навыкам, обсуждается механизм импринтирования или запечатления. Давайте сравним ситуации: ребёнок воспитывается любящими его родителями, волчьей стаей и компьютерной программой. Сегодня мы знаем, что дети-маугли, которые до трёх лет не взаимодействовали с людьми, уже никогда не будут социализированы, их мозг «застынет» на уровне животного восприятия мира.

А что насчёт воспитанников компьютеров? Неутешительные перспективы. В качестве яркой иллюстрации — пример из жизни. Недоношенные дети, которых нянечки в нарушение правил профилактики инфекционных осложнений брали на руки, обнимали и баюкали, развивались быстрее и чаще выживали в сравнении с детьми, которые оставались в «идеальных» стерильных условиях суперсовременных систем.

Цифровые технологии наносят удар здоровью взрослых и детей через уменьшение количества сна. Негативные последствия особенно ярко видны у детей: недосыпание ассоциировано с умственным снижением, равным двум годам. Так, невыспавшиеся дети шестого класса будут отвечать на уровне четвёртого, а дети четвёртого — на уровне второго. Вне зависимости от возраста хроническое недосыпание провоцирует стойкие, в том числе необратимые, негативные изменения в структурах головного мозга, что отражается на состоянии здоровья, умственных способностях. Недостаток сна за счёт сбоя в работе гормональных систем идёт рука об руку с повышением аппетита и ожирением, негативным восприятием окружающего мира.

Опрос подростков показал, что социальные сети делают детей несчастными. Общение через социальные сети не позволяет установить глубокие взаимоотношения, которые доставляют радость и счастье. Интернет приносит иллюзию ощущения благополучия и успеха других с формированием комплекса неполноценности подростка. Регистрируется всё больше случаев интернет-агрессии, направленной против детей и подростков. В интернет-среде дети становятся лёгкой добычей нейромаркетинга, вездесущей рекламы.

Нервная система homo sapiens формировалась миллионы лет. Цифровые технологии в одно поколение резко изменили окружающий мир. Сегодняшний уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что взаимодействие взрослого человека с цифровой вселенной должно быть продуманным, осознанным и контролируемым. Представители подрастающего поколения должны получать мобильный телефон, компьютер в личное пользование, доступ в интернет не ранее признания их совершеннолетними. В идеале — к 21 году, ведь по ряду работ именно в этом возрасте происходит окончательное формирование головного мозга, полноценная социализация человека.

Необходимо заметить также, что излучение мобильного телефона, которое возникает во время его работы, повышает риск развития рака головного мозга, особенно у детей.

Проведены исследования, доказывающие, что цифровая «память» снижает обычную. Мы запоминаем не то, ЧТО мы прочли, а то, ГДЕ мы это нашли: Yahoo, Google, Yandex и т. д. Проверьте себя: вспомните, сколько телефонных номеров, адресов, маршрутов вы знали в доцифровую эпоху, и сравните, сколько знаете сейчас, имея по телефону в каждом кармане? Необходимо осознанно и регулярно противостоять замещению человеческой памяти на цифровую. Поэтому тренируйте себя, запоминайте номера телефонов, адреса, имена, не пользуйтесь навигацией, старайтесь воспроизвести маршрут самостоятельно! Помните, что для лучшего запоминания информации необходимо её межличностное обсуждение, совместное вспоминание, когда мы имеем возможность воспринимать собеседника непосредственно! Именно диалог ведёт к наиболее глубокому усвоению информации.

Задумайтесь над этим, проанализируйте ваше взаимодействие с телефоном, компьютером, телевизором и другими гаджетами. Они ваши инструменты, вы — их хозяин, а не их продолжение. Помните, что бесконтрольное пользование цифровыми технологиями делает людей толстыми, глупыми, агрессивными, больными и несчастными. А живое общение с близкими людьми, единомышленниками, увлечённая глубокая творческая работа, прогулки и спорт, полноценный сон — счастливыми и здоровыми.

http://www.newsko.ru/articles/nk-1813884.html
Источник: группа ВК “Чистое детство” https://vk.com/chistoe_detsvo

Добавить комментарий

Форма обратной связи





Я согласен на обработку персональных данных.

×