ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Когда на свет появляется маленький человек, он ничего не знает об окружающем его мире – можно ли трогать руками горячее или нет, можно ли летать, как ходить, не умеет разговаривать и осмысленно строить свои действия. Уже к трем годам он умеет более-менее адекватно реагировать на окружающий мир, общаться с более взрослыми людьми. Ребенок узнает о том, как ему можно себя вести, и какую реакцию следует ожидать на то, или иное поведение. Он учится играть социальные роли, копируя, имитируя то, что видит вокруг себя. В большей степени – поведение родителей и знакомых взрослых людей. Так же определенное воспитательное воздействие на детей оказывает компания сверстников, куда они попадают, приходя в детский сад и, впоследствии, в школу, а так же средства массовой информации (в больше степени телевидение, и, в последние годы, интернет). 

В последнее время наметилась достаточно безрадостная тенденция – родители, родив детей, торопятся как можно скорее снова выйти на работу, вновь заняться делами, зарабатыванием денег. Возможно, это и правильно, возможно, сейчас темп жизни именно таков, что главное в жизни – ущипнуть кусок пощедрее из пирога прогресса. При этом страдают больше всего дети, которые, оставшись без родительской опеки, или начинают больше смотреть телевизор, или, что более типично для нашего времени, попадают под влияние интернета. Более того, родители поощряют эти занятия – ребенок молчит и сидит тихо, не мешая взрослым заниматься своими делами. А это ведет к тому, что реальный мир постепенно заменяется виртуальным, ребенок постепенно начинает жить в мире фантазий, причем фантазий не своих, а тех, кто снимает те или иные видеосюжеты и преподносит их на блюдечке с голубой каемочкой – в мире, созданном актерами, операторами, режиссёрами, и, в конечном счете, теми, кто финансирует съемки. 

Довольно часто, дабы иметь возможность передохнуть, родители усаживают детей перед телевизором и включают им мультики. При этом мамы и папы совершенно не задумываются, какое влияние на детскую психику может оказать просмотр того или иного мультфильма. Неужели мультфильмы могут быть вредными? Не может такого быть, – скажет кто-то. 

А между тем психологи утверждают, что далеко не все мультики полезны для детской психики. Некоторые, особенно зарубежные, мульты детям смотреть крайне вредно даже в подростковом возрасте. Они могут формировать у ребёнка склонность к агрессии, а также быть причиной различных зависимостей, фобий и даже психических расстройств. 

Достаточно привести для примера лишь несколько нашумевших фактов. Более пятисот детей дошкольного возраста были госпитализированы в Японии с симптомами эпилепсии, а причиной послужил просмотр 38-ой серии мультсериала “Покемоны”.Прославившаяся на весь мир программа “Телепузики” была придумана и написана под воздействием галлюциногенных веществ.В России родители подали в суд иск на телеканал за трансляцию мультфильмов “Гриффины” и “Симпсоны”, основываясь на утверждении психологов, что данные фильмы развращают детей, вызывают агрессию и апатию. 

Специалисты не советуют усаживать детей до трёх лет перед экраном телевизора. И дело тут даже не в пагубном влиянии излучения на детское зрение. В этом возрасте основные функции движения у детей ещё не сформированы, они не умеют одновременно, и двигаться, и держать предметы, и слышать, и смотреть. Поэтому маленькие детки полностью погружаются в происходящее на экране, не двигаясь при этом и не отвлекаясь на посторонние предметы. А это в будущем может привести к проблемам с речью и зрением, с движением и лишним весом. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка – тихое общение с матерью или отцом. 

Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному – новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу “Улица Сезам”. Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой, же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор – точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука. Так как телевизор дает одномерное, плоское изображение, увлечение им может помешать и развитию стереоскопического зрения, которое продолжается у ребенка до четырехлетнего возраста. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам, может нарушиться нормальный рост глазных яблок. 

Слишком раннее знакомство с телевизором может способствовать и болезненному привыканию к нему. Конечно, гораздо легче жить, когда тебя постоянно развлекают без малейших усилий с твоей стороны. Но в дальнейшем такая пассивность плохо скажется на характере ребенка и его умении формировать собственные идеи и представления. «Если тебя обидели – уничтожь обидчика!», «Если ты не можешь чего-то добиться законными методами – добейся любыми, какими можешь!», «Убить – это так же естественно, как и покушать!» – это только небольшая часть директив, которые может усвоить из СМИ ребенок с несформированной психикой. А теперь попробуем разобрать по пунктам, каково отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка. Прежде всего, большинство западных и американских мультфильмов культивируют агрессию и грубого поведения, что зачастую приводит к гипервозбудимости детей и копированию поведения героев на экране. Культ агрессии в СМИ также заставляет детей повторять в жизни то же самое. 

Стандартный пример: вроде бы, безобидный (для взрослых) мультик «Том и Джерри». Существует эксперимент: однажды двухлетним детям показали серию этого мультфильма, сразу же после чего малыши начали драться, используя маленькие табуреточки, находящиеся в комнате, копируя поведение героев. Наверное, не стоит объяснять, к каким последствиям может привести такая «потасовка», если взрослые вовремя не вмешаются? Усугубляется положение еще и тем, что дети, идентифицируя себя с героями мультиков и фильмов, не понимают, что наносят боль другому живому существу – ведь в мультике, наоборот, показывается, как «прикольно» применять физическое насилие, а в «Матрице» вообще добрый герой Нео убивает всех «плохих дядек»! А если мы вспомним всяких покемонов, черепашек-ниндзя и жестокие сцены из японских аниме – вообще страшно становится! 

Еще одним усугубляющим фактором, способствующим «привлекательности» агрессии в зарубежных мультфильмах, это яркие, красивые картинки, сопровождающие акты агрессии. Красивые интерьеры, яркие одежды героев ассоциируются у малышей (да и у взрослых тоже) с положительным эмоциональным посылом, с добром. При введении агрессии в такие внешние условия границы между злом и добром стираются – и у ребенка формируется новое эстетическое восприятие. Теперь убийство не вызывает страха и ужаса – убийство «романтизируется», обставляется «красотой» и становится нормой для детей, в чем проявляется, наверное, самое важное отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка. 

Попробуйте однажды присмотреться к отрицательным героям детских мультфильмов. Заметили, что, в большинстве случаев, внешне они не являются образцами красоты? Тупой взгляд, злобный оскал – это самые «оптимистичные» характеристики мультяшных злодеев. Как Вы думаете, «сделав» себе такое «лицо» в процессе игры, ребенок сможет представить, что его герой – верх доброты и самопожертвования? Это – стандартный психологический прием, ведь понятия «внешняя и внутренняя красота» ребенку еще не знакомы. 

Серьезное отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка связано и с тем, что обычно телевизор дети смотрят не по получасу и даже не по часу в день. По мнению американского психолога А.Мори, долгий просмотр телевизора приводит к тому, что воля и внимание ослабевают – и телевизор начинает производить гипнотическое воздействие! В итоге, помимо усвоения информации с телевизора на подсознательном уровне, у ребенка развивается синдром нарушения внимания в совокупности с гиперактивностью. Кроме того, мозг ребенка, воспринимая информацию с экрана пассивно, со временем разучивается «включаться» в нужный момент – и малыш теряет способность сосредоточиться, сделать усилие для решения какой-то задачи, ухудшается память и ассоциативное мышление. 

Если Редьярд Киплинг в своём произведении описывал мальчика, взращённого стаей волков, то в наш век информационных технологий впору писать роман о детях, воспитанных телевизорами и компьютерами. Многие люди, привыкнув к реалиям нашей действительности, перестали замечать опасное влияние информации, которая обрушивается на современного человека. Разрушительное влияние СМИ можно проследить через особенности трансляции разного рода информации, сверхскоростные потоки которой непрерывно направлены на нас и наших детей. 

Ни для кого не секрет, что СМИ создают и навязывают обществу различные культурные образцы. Современные детские телепередачи, компьютерные игры, «прикольные» мультфильмы и занимательные картинки – все это может показаться на первый взгляд вполне обыденным и неопасным явлением нашей действительности. И лишь при внимательном анализе такой информации можно проследить её деструктивные функции. 

1. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей. 

2. Во многих западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. 

3. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. 

4. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности. 

5. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы, и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать. 

6. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести себя соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком. 

7. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, <и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей >подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, немотивированной жестокости у детей. 

8. Главная опасность телевизора и компьютера связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа- ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью. 

9. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций. 

10. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных <игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве. 

Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрицательного влияния СМИ на психику ребенка: 

1. Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а детям до 2 лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случаях (при наличии у ребенка перинатальной энцефалопатии, судорог при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, менингита, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть и до 5-6 лет. 

2. Дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых 15 минут в день. В 4-6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи по полчаса в день. А после 6 лет – по часу-полтора в день. 

3. Начиная с 4 лет, ребенку можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7 лет малыш может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста. 

4. Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов Вашим детям. 

5. Лучше показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мелькания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребенка. 

6. Не покупайте ребенку комиксы с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр. 

7. Если ребенок облает повышенной возбудимостью – замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Да и вообще, телевизору в детской не место – место, где ребенок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач. 

8. Приучите ребенка критично относиться к телевизионной рекламе. Да и вообще, лучше отключать звук телевизора во время показа рекламы. 

9. При определении времени и возможности просмотра телевизора или игр в компьютерные игры, учитывайте отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка, факторы

Источник: группа ВК “Чистое детство” https://vk.com/chistoe_detsvo

Добавить комментарий

Форма обратной связи





Я согласен на обработку персональных данных.

×