Недавно в программе «Не проблема» на радио Bizim Radyo психолог Бану Йашар говорил о влиянии современных технологий на детей. Касаясь вопроса о том, какую гордость испытывают некоторые семьи от способностей их детей использовать технологические устройства, он произнес интересную фразу:
«Когда дети в раннем возрасте демонстрируют навыки искусного владения технологическими приспособлениями, это может быть показателем того, что их семьи не уделяют им достаточного количества времени».
Этот подход заслуживает серьезного размышления. Многие родители едва ли не с гордостью рассказывают о том, как их двух-, трехлетний ребенок работает на компьютере, может самостоятельно загружать игры и завершать их процесс. Они даже полагают, что это служит показателем интеллекта, считая, что «подрастающее поколение очень умное».
На самом деле, ситуация может быть совсем не той, какой представляется на первый взгляд. Важно понять, действительно ли подобные навыки малолетних детей, которые отдаляются от реального мира и становятся частью мира виртуального, формируются из-за того, что в семье им не уделяется необходимого внимания.
В наши дни многие родители неверно интерпретируют отношения технологий и ребенка. Как и во многих других стремительно воздействующих на общество вопросах, семьи были застигнуты врасплох современными технологиями. И они не могут знать, как будут решать возникающую проблему. Возможно, поэтому гордость за «умение детей пользоваться технологическими средствами» используется для облегчения собственной совести.
Много раз мы говорили о том, что ничего не поделаешь, новое поколение рождается в мире технологий, и даже государственные школы обеспечены последними достижениями технологического прогресса. А какова точка зрения людей, которые давно ломают голову над производством новых технологий?
Недавно в New York Times была опубликована информация на тему: «Школа без технологий в Кремниевой долине». В статье сообщается о том, что в образовательном процессе школы, которую посещают дети сотрудников таких технологических гигантов, как E-Bay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, технологическая продукция совсем не используется, и предпочтение отдается не экранам компьютеров или интерактивным доскам, а старым доскам из дерева, мелу, бумаге, ручке.
Когда я ознакомился с этим сообщением, у меня возник вопрос: почему человек оберегает своих детей от того, что производит сам?
Ответ на этот вопрос можно найти в выражении высокопоставленного сотрудника Google Алана Игла: «Идея, согласно которой применение App или iPad лучше научат моего ребенка чтению или математике, просто смешна». Игл отмечает, что его дочь, ученица 5-го класса, еще «не умеет пользоваться Google». Вместо этого, как и другие ее одноклассники, она пытается усовершенствовать навыки шитья.
По мнению Алана Игла, научиться использовать технологии так же просто, как и научиться чистить зубы. Игл подытоживает: «Google или какой-либо другой продукт мы упрощаем до такой степени, чтобы им могли свободно пользоваться даже люди с самым низким интеллектуальным уровнем. О том, что, став взрослыми, наши дети не смогут пользоваться технологиями, даже речи быть не может».
То, что умы, производящие технологические новшества, прилагают такие усилия к тому, чтобы защитить от них своих детей, действительно имеет большое значение.
А что наше государство и образовательные учреждения могут сказать по поводу нашей безумной гонки к приобщению детей к современным технологиям?