НА РАСПУТЬЕ.РУ

информационный портал для родителей и педагогов

— информационная безопасность детства
— аналитика и профилактика интернет угроз
— химические и нехимические зависимости у детей
— цифровизация образования и ее последствия
— угрозы из сферы цифровых технологий
— противодействие ювенальным технологиям
— воспитание, здоровье
— общественные технологи

ШКОЛЬНЫЕ КАРТЫ «ПРОХОД-ПИТАНИЕ» КАК НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ И СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ

Уважаемые родители! В школах страны под соусом борьбы с терроризмом внедряются электронные карты для прохода детей в школу. В ряде школ такие системы были установлены ранее в пилотном порядке. В ближайшее время «отстающие» школы догонят пилотные. В частности, в С-Петербурге, в предстоящие неделю-две родителям на родительских собраниях будут навязывать в безальтернативном порядке подписание заявлений на получение соответствующих карт. Под предлогом удобства в эту карту введут также функцию оплаты в столовой школы. 

Портал образования в Приморском районе С-Петербурга сообщает родителям: «Рекомендуется объяснить ребенку, что карта — это его личный кошелек и паспорт (!!!), поэтому с ней надо быть предельно аккуратным, не терять ее и не баловаться с ней» http://primobr.ru/faq-card/#1512901165823-72897eb9-2605 

На карте приводятся фамилия, имя ребенка и его код. Вот такое плавное движение в сторону замены паспорта на карточку с личным номером. 

Весьма циничны заявления на официальном сайте мэра Москвы: «Забрать ребенка из детсада можно будет только (!) по электронной карте» https://www.mos.ru/news/item/3548073/ 

При этом детей бессовестно втягивают в разные конкурсы с целью определения дополнительных направлений использования этой электронной карты https://www.mos.ru/news/item/21738073/?onsite_molding=2, и таким образом, «руками детей» продвигают тотальный электронный концлагерь. 

Как показывает опыт, сначала электронные системы контроля в школе устанавливаются, а потом родителей ставят перед фактом: либо пишите согласие на эту систему, либо прощаетесь со школой. Иногда родителей просят написать заявление на выдачу карты уже после ее выпуска. Такое выкручивание рук незаконно! Рекомендуем заявить о своих правах и отказаться от получения карт и от подписания заявлений на выпуск карт прямо на родительском собрании! Для этого стоит учесть нижеприведенные аргументы и сообщить их в школе. Кроме того, важно всем массово написать соответствующие жалобы в Администрацию своего региона, в Рособрнадзор, в Генпрокуратуру, в Минпросвет. 

Предлагаем следующий образец для министра просвещения (для остальных адресатов поменять шапку): 

_______________________________________________________________ 

Уважаемая Ольга Юрьевна! 

Требуем прекратить тотальное безальтернативное внедрение электронных турникетов на входе в школы, а также электронных карт «проход/питание» как незаконных в связи со следующим. 

При внедрении указанных систем под предлогом «борьбы с терроризмом» родителей ставят перед фактом: либо пишите согласие на эту систему, либо прощаетесь со школой. Такие действия грубо нарушают закон. 

1) Ссылка на защиту от терроризма с помощью систем электронного контроля на входе в школу –голословный, абсолютно необоснованный аргумент. Очевидно, никакой турникет от вооруженного нападения не защитит. Система электронных карт ни в коей степени не отменяет риск проникновения в школу человека с оружием, вне зависимости от того, является ли он хозяином карты. По официальным данным установка системы электронного входа на одну школу составляет около миллиона рублей. В масштабах страны – это миллиарды. В случае бюджетного финансирования следует говорить об откровенно нецелевом расходовании средств. В случае небюджетного финансирования следует ставить вопрос о необходимости проверки правоохранительными органами целей деятельности лиц, за свой счет оплачивающих сомнительные новшества. 

2) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах следует юридически оценивать как навязывание услуг и принуждение к совершению сделки. Подобные действия противозаконны. Характерно, что замена испорченных или утраченных электронных карт и ряд иных функций должны оплачиваться из кармана родителей. Внедрение электронных систем входа/выхода, очевидно, преследует в т.ч. цели обогащения изготовителей и операторов системы, а не безопасности, которую они НЕ обеспечивают. 

С учетом того, что родителям в школе угрожают недопуском в здание детей, на которых не оформлена электронная карта, подписание документов несогласным родителем в таких условиях следует квалифицировать как совершение сделки под влиянием угрозы – такие сделки являются недействительными согласно ст. 179 Гражданского кодекса РФ. 

3) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах принуждает родителей против их воли к автоматизированной обработке персональных данных детей, что является нарушением п. 1 ст. 9 ФЗ РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным». 

4) Детальные персональные данные ребенка с его электронной карты, в частности, сведения о времени входа ребенка в школу, выхода из нее, данные о том, когда, чем и за какую цену ребенок питался в школе, становятся доступны с карты третьим лицам. 

Во-первых, такой сбор информации через карту в ситуации принуждения к ее получению следует расценивать как грубое нарушение неприкосновенности частой жизни (статьи 23 Конституции РФ). 

Во-вторых, с учетом массового внедрения электронной системы в школах и общеизвестного все возрастающего числа кибератак подобная система подрывает частную жизнь граждан в масштабах государства, соответственно, представляет собой угрозу нацбезопасности. 

В-третьих, данные с электронных карт могут быть доступны т.н. субъектам профилактики безнадзорности, которые при желании информацию по любому ребенку истолкуют как угрожающую его «благополучию» и вмешаются в семью (вплоть до разрушения семьи и отобрания детей). 

5) С учетом угроз силового недопуска детей, родители которых откажутся от электронных карт в школы, следует говорить о наличии в действиях организаторов системы признаков состава преступления, предусмотренного статьей 179 Уголовного кодекса РФ «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения». 

6) В силу закона родители школьников имеют полное право отказаться от электронной формы любых госуслуг. В связи с чем навязывание электронных карт как единственного способа доступа ребенка в школу следует признать незаконным. 

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — ФЗ № 210-ФЗ) принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя». 

В п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя». 

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя». 

7) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах грубо нарушает право детей на образование. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ всем гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях. Ни один закон не закрепляет возможность ограничений в образовании при отказе от электронной формы государственных услуг или от автоматизированной обработки персональных данных обучающихся. Решение о выборе формы оказания государственных услуг граждане осуществляют в зависимости от своих убеждений, поскольку в ст. 24 Конституции РФ закреплено право каждого «иметь убеждения и действовать в соответствии с ними». 

8) Система электронного пропуска в школу исключительно для детей грубо нарушает право родителей на воспитание, на представление интересов и на защиту детей (ст. 38 Конституции РФ, п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ), поскольку физически исключает возможность доступа родителей к ребенку в образовательном учреждении в случае необходимости. 

По аналогичным причинам данная система нарушает право детей на обеспечение его интересов и на защиту со стороны родителей (п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ). 

9) Система электронных турникетов на основном входе в школу существенным образом затрудняет выход учащихся из здания в случае пожаров или иных экстренных ситуаций, что может привести к панике и огромному числу жертв среди детей. 

10) В случае, если внедрение системы турникетов сопровождается также оборудованием системы видеораспознавания лиц (для сопоставления входящих людей со списком и фото лиц в базе) следует говорить о нарушении ст. 11 ФЗ РФ от 27.07.2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», поскольку сканирование лица любого человека является обработкой биометрических персональных данных и возможно только с добровольного (а не принудительно подписанного) письменного согласия субъекта персональных данных или его законного представителя. 

В связи с вышеизложенным требуем: 

1) отказаться от внедрения электронных турникетов на входе и от электронных карт «проход»/ «питание» в образовательных организациях, 

2) отказаться от внедрения биометрических камер распознавания лиц в образовательных организациях, 

3) гарантировать право доступа в образовательные организации без электронных карт, без сдачи биометрических данных участниками образовательного процесса, 

4) гарантировать возможность питания детей в образовательных организациях без применения электронной карты «проход» / «питание». 

______________________________________________ 

АДРЕСА ОТПРАВКИ ПИСЕМ: 

1) Написать Губернатору С-Петербурга Геннадию Сергеевичу Полтавченко https://www.gov.spb.ru/gov/elektronnaya-priemnaya-pre/ 

2) Написать Председателю Комитета образования С-Петербурга Жанне Владимировне Воробьевой https://letters.gov.spb.ru/ , можно также сделать звонок и высказаться устно (417-34-54, 576-18-10, 576-28-44, 576-18-54, 576-20-19) 

3) Написать Министру просвещения О.Ю. Васильевой http://services.government.ru/letters/ 

4) Написать Руководителю Рособрнадзора Сергею Сергеевичу Кравцову http://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/ 

5) Написать Генеральному прокурору Юрию Яковлевичу Чайке https://genproc.gov.ru/contacts/order/ 

В письме прокурору стоит указать номер школы, где поставлен электронный турникет, а в конце (в просительной части) письма (после слов «В связи с вышеизложенным требуем») написать так: «принять меры прокурорского реагирования против внедрения электронных турникетов на входе и от электронных карт «проход»/ «питание» в образовательных организациях».

⚠ Вступайте в группу ОБЩЕСТВЕННОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, только вместе мы можем защитить наши права!

Другие статьи

Сайт на обслуживании