Эту концепцию он обсудил на полях форума с заместителем министра науки и высшего образования РФ Мариной Боровской, директором АНО «Школа 21» Валерией Заболотной, гендиректором и основателем «Учи.ру» Иваном Коломоецем.
Представитель Дагестанского университета возразила, заметив, что в России образование несет еще и воспитательную функцию, в отличие от всего мира, поэтому нельзя считать образование услугой. Вопрос, по ее мнению, стоит не в том, что ребенок — это «клиент» образования, а в том, «нужны ли нам обладающие знаниями люди, но без чести и совести?»
Марина Боровская возразила, что не стала бы рассматривать человека, участвующего в системе получения знаний, как клиента: «Я считаю, что термин этот здесь не подходит. Я соглашусь, что он потребитель».
Герман Греф добавил, что «потребитель и есть клиент». Он заметил, что потребитель — широкое слово, в то время как «клиент — это тот, кто потребляет твою услугу — конкретно школы номер такой-то».
Проблему Греф видит в том, что «мы не добились ясной дефиниции кто есть кто и что есть интересы кого. В этой мешанине мы и живем. Какой однозначный и правильный ответ — решайте сами. Мы здесь не для того, чтобы давать однозначные ответы».
Греф считает, что когда государство является заказчиком, то не учитываются интересы ребенка, в этом случае дается стандартное образование для всех, что противоречит интересам ребенка. Эта система, по словам Грефа, неэффективна. Должны быть соблюдены интересы заказчика и работодателя — бизнеса.
В свою очередь, Заболотная сказала, что когда «мы насильно пытаемся научить», то «убиваем интерес» и учим ребенка не тому, что ему нужно. Но «мир меняется», и ряд ведущих компаний объявили, что диплом не является критерием для приема на работу.
Напомним, экс-министр образования РФ Андрей Фурсенко говорил, что недостатком системы образования СССР было стремление сформировать человека-творца, в то время как задача государства заключается в выращивании квалифицированного потребителя.
Однако, комментируя систему образования СССР, президент США Джон Кеннеди заявил, что «советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».