Негативное влияние на психику детей и подростков, проводящих значительное время у экранов электронных коммуникаторов и телевизоров, отследили американские ученые. Статья с результатами исследования опубликована в новом номере журнала Preventive Medicine Reports 1 ноября 2018 года.
Ученые Джин Твендж из Калифорнийского Унивеситета в Сан-Диего и Кейт Кемпбелл из Университета Джорджии провели исследования, опросив 44 734 взрослых, ухаживающих и присматривающих за детьми и подростками в возрасте от двух до семнадцати лет. С целью получения объективных данных из выборки были предварительно исключены случаи аутизма, слепоты, церебрального паралича, глухоты, синдрома Дауна, эпилепсии и некоторых других патологий развития детей и подростков. Опрашиваемым задавали вопросы о эмоциональном состоянии, поведении, успехах в учебе их подопечных, а также о том, сколько времени в день эти дети и подростки проводят у экранов телевизоров и со смартфонами и планшетными компьютерами.
В результате исследования выяснилось, что даже один час в день, который ребенок или подросток проводит таким образом, снижает у него усидчивость, внимательность, возможности самоконтроля и повышает эмоциональную нестабильность. Если же электронным экранам уделяется более семи часов каждый день, то такие дети и подростки часто вынуждены принимать психотропные препараты.
Также ученые выяснили, что наиболее пагубно такое времяпрепровождение влияет на подростков 14–17 лет.
Напомним, что использование электронных коммуникаторов в российской школе вызывает озабоченность родительской общественности, а также является проблемой, обсуждаемой на высшем политическом уровне.
Данные американских ученых идут вразрез с предложениями некоторых политиков, представителей бизнеса и чиновников, продвигающих идеи отказа от обучения детей ручному письму в виду якобы неактуальности такого навыка в современных реалиях. Детей предлагают сразу учить печатать на клавиатуре и работать с сенсорными панелями электронных устройств. Это будет необходимо в трудовой деятельности — аргументируют адепты современных технологий, а развитие личности в данном случае не является целью образования.
Такие предложения продвигаются в то время, как нейроморфологи, нейролингвисты и возрастные психологи предупреждают о том, что отказ от научения ручному письму в детском возрасте резко негативно влияет на развитие ребенка и раскрытие его интеллектуальных способностей. При таком подходе у ребенка не смогут сформироваться полноценное мышление и необходимые навыки продуктивной деятельности.
Возникает вопрос, будут ли услышаны ученые и педагоги, говорящие о необходимости развития человека, или победит бизнес-подход, при котором человек лишь обслуга машин, пока еще нужная, но которая в скором времени уступит место более совершенным машинам? Что будет с воспитанными и обученными по предлагаемым «прогрессивным» методикам недоразвитыми «служебными людьми»?