ЭКСПЕРТИЗА КАТАСТРОФЫ



25 октября в Общественной Палате (ОП) РФ состоялось обсуждение «проблем и методики» общественной экспертизы реформ российского образования. Мероприятие по нынешним временам необычное, выпадающее из общего тренда действий власти в образовательной сфере, где господствует полное пренебрежение к мнению профессионального сообщества. За одним столом сошлись последовательные критики разрушительного курса и представители властных структур, отвечающих за такую политику. Как заметил модератор мероприятия секретарь ОП В.А.Фадеев, это был “спор интеллекта с деньгами и властью”. Чиновники явно показали, что в интеллекте не нуждаются: во многих вопросах они показали явную некомпетентность, часто просто не понимали, о чём идёт речь. Впрочем, сегодня такое — уже почти норма.

Некоторый драйв заседанию придавала возможность задавать представителям власти нежелательные вопросы. Так, зам главы Рособрнадзора Музаев вынужден был снова цинично лгать, отвечая на обвинение в утечках заданий на прошедшем ЕГЭ, и невинно хлопать глазами, когда его спросили, почему надзорное ведомство систематически ломает учебный процесс в школе проверочными работами (ВПР), которые попросту незаконны.

Мероприятие получило освещение в СМИ. Лучший, по нашему мнению, репортаж подготовила Анна Смирнова (агентство Накануне.ru
https://www.nakanune.ru/articles/114501/ ), из которого позаимствовано 
название этого текста. Ниже приведены видеозаписи выступлений 
оппонентов проводимого курса:

С.Е.Рукшин (Неотложные проблемы современного образования.)

М.Ю.Богданов (Положение учителя в современной школе.)

Е.Ю.Спицын (Тезисы С.Е.Рукшина не «частное мнение», они выстраданы всем обществом.)

А.Н.Привалов (Общественная экспертиза состояния образования идёт 
непрерывно, но на неё никто не обращает внимания.)

А.В.Иванов (ЕГЭ уничтожил среднее образование, пути выхода из 
кризиса.)

К.В.Сёмин (Мнение народа, статистика: «реформы» не поддерживает 
практически никто.)

Заседание в ОП дало старт проведению общественной экспертизы российского образования и, судя по всему, такая экспертиза в каком-то виде состоится. На обсуждаемом мероприятии была обозначена
проблематика предстоящей работы, но никаких постановлений по методике её проведения и составу экспертной группы принято не было. В связи с этим мы предлагаем следующую схему решения указанных вопросов («положение об общественной экспертизе»):

1. Общественную экспертизу состояния образования осуществляют лица, 
уполномоченные обществом – общественные эксперты.

2. Общественными экспертами не могут быть:
а) сотрудники Министерства просвещения, Минобрнауки, Рособрнадзора и 
подчиненных им структур;
б) бывшие сотрудники Минобрнауки;
в) лица, находящиеся в административной зависимости от структур 
управления образованием – ректоры и проректоры вузов, ди⁠ректора школ.

3. Выбор общественных экспертов осуществляется прямым рейтинговым 
интернет-голосованием на портале ОП. Правом выдвижения кандидатов 
обладает любой гражданин. Одновременно на том же портале идет 
формирование списка основных вопросов, подлежащих экспертизе, и 
рейтинговая оценка (путем голосования) их приоритета. В список вопросов 
необходимо включить ключевые проблемы, сформулированные на заседании круглого стола ОП 25 октября (прежде всего, предложения С.Е.Рукшина); список может свободно дополнить каждый желающий. При голосовании за кандидатов целесообразно предусмотреть возможность указания гражданами тех конкретных вопросов, по которым (по их мнению) данный кандидат может выступить экспертом.

4. Согласие кандидата на участие в выборах означает принятие на себя 
персональной моральной ответственности перед обществом за качество 
предстоящей экспертизы.

5. Состав экспертной группы определяется по результатам голосования в 
пределах 10-15 человек.

6. Избранные эксперты распределяют между собой вынесенные на экспертизу вопросы с учетом рейтинговой оценки их значимости и приступают к основной работе: составляют предварительные экспертные заключения, которые должны включать в себя:
а) анализ текущего положения в указанной сфере;
б) анализ новых предложений, касающихся данной области (вносимых 
органами управления образованием и иными объединениями и лицами), и 
прогнозирование их последствий;
в) внесение собственных предложений для решения выявленных проблем и вопросов.

7. На основе проведенной индивидуальной экспертной работы по конкретным областям экспертная группа формирует консолидированное предварительное экспертное заключение, которое выносится на всеобщее 
интернет-обсуждение.

8. С учетом итогов обсуждения документ дорабатывается экспертами и в 
окончательном виде направляется в органы власти и публикуется в СМИ.

9. Обеспечение общественной экспертизы.
а) Техническое и информационное обеспечение проведения выборов 
общественных экспертов и определения приоритетных вопросов для экспертизы осуществляет ОП РФ.
б) Общественные эксперты ведут свою работу на безвозмездной основе.
в) Экспертам должна быть предоставлена возможность оперативного 
запроса необходимой статистической информации у соответствующих 
министерств и ведомств.

Если подобная схема будет принята, на выходе мы можем получить 
официальный документ «от народа» с адекватной оценкой состояния нашего образования и набором рекомендаций по неотложным действиям для исправления ситуации. 
Как бы ни реагировала на него власть, при таком исходе это будет ощутимый аргумент на поле информационной борьбы.

Добавить комментарий

Форма обратной связи





Я согласен на обработку персональных данных.

×