Мы возмущаемся при виде детей, которые не выпускают из рук телефон или планшет. А сами в этот момент украдкой читаем почту. Современные родители общаются со своими детьми чуть ли не больше, чем за всю историю родительства (да!), но это общение теряет в качестве. Физически отцы и матери рядом с детьми, а эмоционально находятся где-то далеко.
Традиционно принято считать, что проблема смартфонов касается в первую очередь того, что они оказываются в руках у детей. Сегодня многие дошкольники проводят с гаджетом в руках более четырёх часов. Начиная с 1970 года, средний возраст регулярного присутствия в жизни детей активного «экрана» (от телевизоров и до смартфонов) изменился с 4 лет до 4 месяцев. Тем не менее, за всеми разговорами о времени, которое дети проводят в гаджетах, мало внимания уделяется самим родителям.
Специалисты по раннему развитию утверждают, что ежедневное использование смартфонов серьёзно влияет на эмоциональное взаимодействие между родителями и их ребёнком из-за фактора «длительного прерванного внимания». Проще говоря, вместо эмпатии и принятия ребенка родители общаются с ними в отрывистой интерактивной манере.
Педиатры говорят, основой развития ребенка является постоянный вербальный контакт с ним и эмоциально-отзывчивый стиль общения. Интонации, выражения, последовательности, целостность разговора. Смартфоны ломают именно эту модель. Статистика показывает, что младенцы в возрасте 11-14 месяцев, с которыми разговаривали в данной манере. Знали в двое больше слов в возрасте двух лет, в отличие от тех детей, с которыми не общались в таком стиле.
Профессор Темпльского университета Кэти Хирш-Пасек отмечает, эмоциональная связь между ребенком и взрослым нарушается за счет воздействия гаджетов, дети не могут полноценно воспринимать информацию, если родители постоянно прерывают беседу ради комментария в соцсети или обновления в новостной ленте.
В начале 2010-х годов Бостонские психологи провели тайное исследование, в ходе которого велось наблюдение за взрослыми, пришедшими с одним или несколькими детьми в ресторан быстрого питания. 40 человек и 55 в той или иной степени игнорировали своих детей, будучи полностью погруженными в свои гаджеты. Причем отвлекающим фактором служили не телефонные разговоры, а пассивная поглощенность разного рода контентом. Выражаясь простым языком, родители попросту читали статьи на новостных ресурсах, чатились со своими знакомыми в месседжерах, просматривали картинки.
Еще один тщательно разработанный эксперимент, проведенный в Филадельфии Хирш-Пасеком, Голинкоффом и Джессой Рид, проверил влияние мобильного телефона на изучение слов с детьми. В ходе эксперимента матерям нужно было научить детей нескольким словам. Участникам раздали мобильные телефоны и затем звонили на них. Каждый раз, когда матери прерывались ради ответа на звонок, дети не могли запомнить нужное слово. В случае, если матери игнорировали звонящего, дети с лёгкостью запоминали новый для них материал.
Другой эксперимент был проведён с участием девятимесячных младенцев — в течение нескольких часов детей учили различать фонетические особенности китайского языка. И если малыши, которые обучались в присутствии учителя, справились с этой задачей, то дети, получавшие ту же информацию из видеозаписи — нет.
Использование смартфонов выявило знаковый признак зависимости: взрослые становятся раздражительными, когда их отрывают от телефона; они не только пропускают эмоциональные сигналы, но и неправильно их «читают». Погруженный в телефон родитель, быстрее раздражается, считая, что ребенок пытается манипулировать, хотя на самом деле тот просто хочет внимания.
Когда мама говорит детям пойти поиграть, а отец говорит, что ему нужно сосредоточиться на работе, это вполне разумные реалии взрослой жизни. Но сегодня, кажется, мы имеем дело с наихудшей моделью воспитания, которую только можно себе представить – мы физически присутствуем рядом с детьми, тем самым блокируя детскую независимость, но при этом практически отсутствуем эмоционально.
Довольно наивно полагать, что дети должны быть непоколебимым центром родительского внимания. Взрослые всегда давали возможность малышам самостоятельно развлекать себя: сажали в манеж и просто оставляли наедине с коробкой игрушек.
Отвлекаться от ежедневного общения с ребёнком можно и нужно, но это совсем не то же самое, что игнорировать его во время общения.
Для многих родителей получается, что ребёнок менее ценен, чем сообщение в мессенджере.
И всё-таки нежелательных последствий можно избежать, если во время игры и обучения поставить смартфон на беззвучный режим, отложить его в сторону и полностью сосредоточиться на общении с ребёнком. Не менее полезно это и самим взрослым во имя самих себя. Мы слишком часто доказываем себе, что можем быть доступны для всех и всегда. И всегда будем все успевать — отвечать на сообщения и заказывать туалетную бумагу разом. Но при этом мы не столько все успеваем, сколько оказываемся в бесконечной цифровой центрифуге, выжаты как лимон.
Источник: https://mel.fm/gadzhety/6391052-distracted_parenting