Полагаю, что никто не сомневается в их целесообразности, которая изначально заложена Творцом в биологическую программу развития любого высокоразвитого организма. Кроме того, подвижные игры помогают детям выработать правильное отношение к соучастникам игры, узнавать их реакцию на тот или другой поступок, т.е. помогают в адаптации к социальной среде. Так, например, подлый, но выгодный в определенный момент игры поступок будет осмеян или даже наказан хорошей затрещиной. Все это закрепляет в сознании ребенка отрицательную значимость такого поступка. Жестокость или нерассчитанность применения товарищем по игре физической силы, может привести к болевым ощущениям, что помогает ребенку, хотя и неосознанно, проецировать подобные действия на других. Так благодаря боли он начинает понимать, что аналогичные его действия по отношению к окружающим тоже будут им неприятны и болезненны. Ну, а теперь перейдем к сравнению этой реальной, подвижной игры с игрой компьютерной.
Во-первых, сразу же обращает на себя внимание тот факт, что стремление человека к компьютерной игре паразитирует на правильной программе развития человеческого организма, заложенной Богом для его лучшего физического, умственного и нравственного развития. Как мы убедились, эта программа включает в себя, особенно в детском возрасте, стремление к игре и, если хотите, – даже «инстинкт» игры в качестве неотъемлемой части.
Во-вторых, нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны «очки». Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм.
В-третьих, ошибка в игре не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника, можно комфортно чувствовать себя в полной защищенности. Чувство жалости и сострадания не вырабатывается, а наоборот – полностью подавляется ощущением своей значимости, могущества и почти сверхчеловечности. Важно отметить, что хотя все эти ощущения иллюзорны, они производят сильнейшее впечатление, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка вследствие своей высочайшей эмоциональной напряженности. Замечу здесь, что большинство людей в своих поступках, к сожалению, руководствуется больше эмоциями, чем умом. А это означает, что компьютерная игра, вследствие сильнейшего воздействия именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, т.е. фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения. В результате, полностью утрачиваются правильные социальные ориентиры. Оторвавшись от экрана монитора, ребенок невольно переносит свое отношение к «человечкам» из виртуальной реальности компьютерной игры в действительную реальность жизни своей семьи или своего класса.
В-четвертых, следует отметить, что естественный «инстинкт игры», на котором живет, а точнее – паразитирует страсть к компьютерным играм, самими же этими играми уродливо гипертрофируется, превращаясь в зависимость, мало чем отличающуюся от наркозависимости. Одна из причин такой сильной игровой страсти мне видится в том, что виртуальная жизнь компьютерной игры намного динамичнее, напряженнее и, в каком-то смысле, интереснее действительной жизни. Там, на мониторе, ты управляешь обстоятельствами, а здесь – обстоятельства управляют тобой. Там – ты манипулируешь виртуальными людьми, а здесь – реальные люди (родители, учителя) управляют тобой. Там ты – бог, ты – властелин, который не зависит ни от кого, но все зависят от него, а здесь ты – ребенок, зависимый от взрослых и вообще от людей.
Анализируя психологические последствия увлечения компьютерными играми, я прихожу к неизбежному выводу о том, что в отличие от обычных игр со сверстниками, – неважно: подвижных или интеллектуальных, – компьютерные игры несут деструктивную компоненту огромной мощности. Она определяется, на мой взгляд, несколькими параметрами. Попробую перечислить хотя бы несколько важнейших:
1. Компьютерные игры, вследствие своей программной заданности, неизбежно сужают и схематизируют жизненные ситуации, упрощают способы их решения, обедняют сложность нравственных задач и тем самым содействуют примитивизации мышления.
2. Компьютерные игры провоцируют рост и «набухание» в душе человека страшной раковой опухоли – эгоизма, поскольку весь виртуальный мир компьютерных игр запрограммирован и ориентирован на играющего, на его ЭГО, потакая всем его самым низменным страстям, основанным на гордыни и тщеславии. Такая ориентированность ведет к выработке эгоцентризма, который выражается в ложной установке сознания, будто бы весь мир должен крутиться исключительно вокруг моего ЭГО, а все люди – просто пешки в моей игре. Беда заключается в том, что подобное отношение игрока к персонажам виртуального мира компьютерной игры переносится затем и на внешний мир. И тогда живые люди в его сознании тоже становятся куклами (пешками), считаться с интересами которых ему и в голову не приходит.
3. Компьютерные игры довольно часто порождают у детей и юношества уныние, апатию, а иногда даже отчаяние. Это случается при столкновении играющего с реалиями этого мира, поскольку действительность жизни полностью разрушает ощущение иллюзорного всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается сидя перед экраном монитора.
4. Компьютерные игры провоцируют раздражительность и злобу. Они вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда родители, например, отрывая от увлекательной игры, просят сесть за уроки или сходить в магазин за хлебом. Так постепенно у ребенка вырабатывается неприязнь к родным, которые ему «все время мешают».
5. Компьютерные игры разрушают социальные связи и контакты даже со своими сверстниками, поскольку, играя в них, ребенок уже не нуждается в дружеских отношениях, пребывая в иллюзии самодостаточности. Отсутствие дружеского общения в детстве обрекает его в недалеком будущем на одиночество, т.к. вследствие увлечения компьютерными играми он становится неспособным к общению, к открытости, к обсуждению с родителями или друзьями наболевших проблем. Всё вместе это приводит к отчуждению даже от самых близких людей – родителей, вырабатывает у ребенка интравертность и даже аутичность.
6. Компьютерные игры провоцируют физическую расслабленность и болезненность молодого организма. Это является естественным следствием отсутствия достаточной мышечной нагрузки, которая совершенно необходима для нормального роста и развития детского организма. Часы, проведенные у монитора сгорбившимся на стуле ребенком, физически убивают его. Вспомним, что еще лет пятнадцать тому назад, когда персональные компьютеры были весьма редким явлением, все детские площадки были переполнены. Спортивных секций, небольших стадионов и бассейнов не хватало для всех желающих. Дворовые катки были буквально оккупированы детворой. А зимой?! Каждое воскресенье и праздники поезда метрополитена и вагоны пригородных электричек везли толпы людей в спортивных костюмах с зачехленными лыжами в руках. По тропинкам городских парков и скверов, по руслам замерзших рек бежали на лыжах сотни семей, начиная с бабушек и кончая 4-х летними младенцами. А что сейчас? А сейчас… детей поглотил его величество КОМПЬЮТЕР, ну, а взрослых и детей, у которых еще нет компьютера, – телевизор!
7. Компьютерные игры с невероятной прожорливостью «съедают» время. Они необычайно эффективно «помогают» бесплодно потратить, бесцельно прожечь драгоценное время и без того чрезвычайно короткой жизни человека. Этот эффект компьютерной игры наносит безусловный вред накоплению необходимых для жизни знаний, развитию интеллекта, отнимает время от учебы или, если это взрослый игроман, – от работы, нанося ущерб фирме или предприятию, в котором работает этот несчастный.
8. Очень многие компьютерные игры насаждают жестокость, можно даже сказать, – формируют садистские наклонности, притупляя все добрые чувства.
Но почему молодые люди с самыми разными характерами, происходящие из разных социальных слоев общества, став «киберзависимыми», утрачивают индивидуальность и становятся похожими друг на друга?
Полагаю, что дело тут в общей няньке. Ведь понятно, что одна и та же нянька одинаково воспитает разных детей, и это воспитание накладывает на каждого из них определенный отпечаток. В нашем случае такой нянькой является компьютер. Так почему же именно он стал нянькой для миллионов детей, и кого он воспитывает? Да, да, именно воспитывает! По моим наблюдениям причина заключается в следующем. Многие современные родители просто в восторге, что ребенок тихо сидит у себя в комнате за компьютером. Еще бы! Им-то ведь не приходится тратить на него свое время, заниматься с ним: читать сказки, отвечать на тысячи вопросов «а почему?», гулять, учить вышивать, выпиливать, делать елочные игрушки или модели корабликов. Всю эту обузу теперь можно сбросить со своих плеч, купив ребенку компьютер с набором игр. Наконец-то можно спокойно заниматься своими делами, и при этом успокоить себя тем, что игры, мол, как пишут в рекламе, – развивающие. И точно – развивающие.
Они действительно развивают в ребенке эгоизм, нетерпимость к окружающим, озлобленность и жестокость, они развивают искривление позвоночника, сколиоз, а также атрофию мышечной системы. К тому же, эти «чудеса» современных технологий еще и оглупляют ребенка, обедняют его эмоции, отнимают у него детскую доверчивость, доброту, любовь ко всякой живой сущности, лишают понятия о милосердии, взаимопомощи и дружбе. Итак, кого же воспитывают эти игры? Отвечу: беспринципного эгоиста, апатичную, бездумную и асоциальную личность, которая желает только наслаждаться, и не понимает: зачем нужно работать, зачем иметь семью и быть за нее ответственным, зачем нужно защищать свою страну, свой народ? Подобные люди теперь становятся массовым явлением среди молодого поколения. Они живут лишь одним днем, причем задача этого дня – прожечь, убить ненужное время в веселой «тусовке», «отвязаться» от гнусной действительности и «улететь» от нее с помощью наркотика, алкоголя или тяжелого рока. Для этих людей свойственно отношение к жизни как к ненужной необходимости. Причем, если таково их отношение к своей собственной жизни, то что же можно тогда сказать об отношении – к чужой? Вывод напрашивается сам собой: одинаковая душевная поврежденность этих людей обусловила и одинаковость их поведенческих реакций, да и всего стиля их жизни. Аналогичное сходство мы наблюдаем, например, в поведении олигофренов, которые сходны не только интеллектуально, но даже внешне. Разница лишь в том, что последние имеют врожденные, генетические повреждения, а первые повредились с помощью компьютера уже в сознательном возрасте.
По материалам http://igumen-n.logoslovo.ru/papers.php?paper=5
Живите в реальном мире!