ВНИМАНИЕ! 18+. Все иллюстрации/цитаты взяты из открытых пабликов/со страниц пользователей в социальной сети вКонтакте, и приведены исключительно с целью анализа сложившейся ситуации. Автор ни в коей мере не разделяет подобных идей и мнений. Пропаганда любых деструктивных проявлений в социальных сетях и обществе в целом должна быть полностью исключена, а пропагандисты — поставлены на жесткий профилактический учет.
За последние полтора месяца в разных уголках России произошел ряд событий, заставляющих вспомнить маргинальный, но, по-видимому, имеющий прямое отношение к делу термин: сатанизм.
24 сентября 2019 г. 23-летняя Виктория Айметдинова унесла в лес под Заводоуковском (Тюменская область) и крайне жестоко убила шестимесячного малыша, с которым ее попросили посидеть его родители, ушедшие на похороны сына соседей. Такое доверие объяснялось тем, что девушка встречалась со старшим сыном отца убитого мальчика, хотя в последнее время их отношения разладились. Практически сутки она бродила с телом ребенка по лесному массиву, пока ее не обнаружили сотрудники правоохранительных органов. Судя по видео, на момент задержания Айметдинова вряд ли отдавала себе отчет в происходящем.
2 октября 2019 г. Череповецкий городской суд заключил под стражу 34-летнего Евгения Синицкого, обвиняемого в «приискании соучастников убийства, то есть умышленного причинения смерти двум и более лицам, совершенного общеопасным способом, группой лиц по предварительному сговору». Синицкий, сам имеющий малолетнего ребенка, открыто — то есть не через закрытые паблики или личные сообщения — искал через свою страницу вКонтакте подельников для организации поджога детского сада и массового убийства малышей.
15 октября 2019 г. 15-летняя жительница Казани Мария Игнарина, ранее убегавшая из дома из-за «споров с матерью по поводу учебы», покончила с собой, выйдя из окна квартиры на девятом этаже. Еще 14 января она репостнула на одной из своих страниц вКонтакте картинку с девушкой, вставившей в рот дуло пистолета, из известного депрессивно-околосуицидального паблика Don`t Cry, подписчицей которого была. Никто не обратил на это внимания.
31 октября 36-летний житель Нарьян-Мара Денис Поздеев зарезал шестилетнего мальчика, спящего во время тихого часа в детском саду «Сказка». Он не был знаком ни с ребенком, ни с его родителями, что исключает возможность сведения счетов, пусть и таким ужасным способом. Убийство малыша на Хеллоуин — нужны ли другие доказательства, что перед нами сатанист? Поздеев предоставил их на первом же допросе.
Трагедии в Заводоуковске и Нарьян-Маре потрясли не только жителей этих городов: за ходом расследований, приносящих все новые подробности, следила вся Россия. Актор предотвращенной трагедии в Череповецке вызывает презрение и брезгливость, как и его «почти однофамилец» Владислав Синица, 3 сентября «отъехавший» на пять лет за пост, де-факто призывающий к насилию над детьми сотрудников правоохранительных органов (кстати, эта перекличка фамилий — Синица-Синицкий — явно не случайность; важно понять, что она означает). Недоумение и горечь вызывает судьба девочки из Казани, только вступавшей во взрослую жизнь. Но что объединяет эти инциденты, кроме гибели детей или декларируемой подготовки к их убийству? Есть основания полагать, что эти преступления и суицид так или иначе связаны с наблюдаемым в последние годы ростом числа околосатанистских пабликов в социальной сети вКонтакте и их возрастающим влиянием на молодежную аудиторию.
Айметдинова: от Чертовки* — к антихристу
До совершения чудовищного преступления Виктория Айметдинова была типичной современной девушкой нетяжелого поведения: самоуверенной, циничной, идущей по жизни маршем. К депрессии склонна не была, маньяками и сатанизмом не интересовалась. Среди почти трех сотен подписок на ее странице вКонтакте — исключительно «женские», психологические и рабочие паблики вроде Дерзкая княгиня, Психология развития или Аренда жилья в Тюмени. Аудио- и видеозаписи — легкая современная музычка: любовь, отношения, парни. Виктория уделяла своей странице много внимания, постоянно репостя «ванильные» или стервозные цитаты и публикуя бесконечные селфи. Никаких антидетских сообществ и мемов: скорее, наоборот — мол, наши мальчики (дети) будут настоящими мужчинами. Единственное, что выбивается из общего ряда — два бессвязных поста, опубликованных 13 сентября.
Антихрист, дьявол, ад — совершенно не характерная лексика для малообразованной и зацикленной на себе Виктории Айметдиновой. Но от самолюбования и хабалистости до убийства ребенка — дистанция огромного размера. Знающие ее по Тюмени и родному городу Муравленко упоминают «разгульный образ жизни», употребление алкоголя и наркотиков. Острый психоз на фоне употребления психоактивных веществ? Но что стало «спусковым крючком»? Один из знакомых Виктории утверждает, что ему «удалось связаться с ее бывшим парнем, чьего сводного брата Вика выкрала и убила. Он рассказал, что она полгода назад попала в секту и окончательно стала невменяемой. Ее психическим состоянием просто могли воспользоваться. Убийство ребенка может носить сакральный характер. Она могла по чьему-то указу принести малыша в жертву». Никаких подробностей о «секте», как и о том, почему парень Виктории не предпринял ничего, чтобы помочь своей девушке выбраться из нее, пока не известно. Да и была ли «секта»? Или «антихрист» и «ад» — это ответ?..
*Чертовка — «женский» паблик, на который также подписана В.Айметдинова
Синица — Синицкий — Поздеев: рассуждения — план — убийство
Двумя днями ранее трагедии в Заводоуковске череповчанин Евгений Синицкий разместил на своей странице вКонтакте поразивший многих пост. «Ищу подельников на террористический акт, 1-3 человек, — писал Синицкий. — Смысл прост — сожжение детского сада в обеденное время». Далее излагалась тактика планируемого преступления: «заход с разных подходов под предлогом посещения администрации либо бухгалтерии, …быстрое «обмазывание» территории легкогорючим веществом, ориентировочно бензином, но это вариативно. Либо выжигание каждой группы по отдельности».
Отец малолетнего ребенка предлагал всем заинтересовавшимся писать или звонить ему, а согласившимся участвовать в «деле» — оплату в 10 тысяч рублей. «Детонирую я — совершаю поджог, с вас только разливание жидкости, ПОЛНАЯ АНОНИМНОСТЬ, соответствующая одежда, чтобы избежать опознания», — распредил роли Синицкий. Непонятно, о какой анонимности шла речь, если объявление о наборе подельников на убийство детей публиковалось открыто, на странице с его настоящим именем, и в нем был указан реальный номер телефона.
В комментариях план убийства малышей оброс новыми подробностями. «Детский садик. Вся операция 5 минут. Подошел, на*л в домофон, зашел в первую же открытую дверь группы, убиваю ножом с двухсторонней заточкой ударом в шею (артерии + горло) воспитательницу, возможна пара ударов в легкие, чтобы не дрыгалась, потом прохожу к месту «тихого часа» детей, обливаю бензином их, комнату и себя, детонирую — зажигаю». Безумную запись сопровождает песня «Мумий Тролля» «Владивосток 2000». Практически по этой схеме действовал менее чем через полтора месяца нарьян-марец Денис Поздеев — вот только нож был применен против ребенка, а не взрослого человека, и поджигать детсад он не собирался. А слушал он тоже не сатанистскую музыку — например, Шнура.
В тот же день Синицкий опубликовал еще один пост, с размышлениями о привлекательности идеи с «канистрой молотова в отделении сбербанка». Ждем поджогов банковских офисов?..
«Сатана лох» — «Бог, ты где?»
Жизненные пути обоих преступников — планировавшего убийство детей и осуществившего безумный замысел — однообразно схожи. Евгений Синицкий ранее привлекался к ответственности по ст. 319 УК (оскорбление представителя власти) и состоял на учете у нарколога. Денис Поздеев привлекался к ответственности по ч.1 ст. 20.3 КоАП за публикацию на своей странице в соцсети (публичное демонстрирование) нацистской символики и также состоял на учете в ПНД из-за хронического алкоголизма.
Склонность к противоправным действиям и употреблению психоактивных веществ — характеристики довольно многих россиян, проживающих в относительно небольших (но при этом отнюдь не депрессивных) городах. Однако далеко не все фантазируют об убийстве маленьких детей и тем более переходят от слов к делу. Страница Синицкого сейчас зачищена, но следы, оставленные Поздеевым, как и его первые показания, взятые практически на месте преступления, говорят о многом.
Поздеев интересовался сатанизмом как минимум с 2012 г., но эпизодически, «блоками».
Пунктиром и параллельно на его странице вКонтакте пульсирует богоборческая тема — будущий детоубийца то ищет Бога, то утверждает, что Он умер.
От переклички постов 2013 г. мороз идет по коже: «Сатана лох» — «Бог, ты где?».
Основное содержание страницы — мотивы депрессии, одиночества, оторванности, отделенности от мира, расщепления сознания.
Тщетные — и при этом четко осознаваемые — попытки «удержать безумие».
Как и у Виктории Айметдиновой, на странице Дениса Поздеева нет ничего направленно-антидетского, тогда как фотографий милых зверушек и пейзажей — куда больше, чем у среднего мужчины его возраста. Оба не выглядят идейными детоубийцами — да, вели далеко не идеальный образ жизни, не были образцовыми членами общества, злоупотребляли алкоголем и наркотиками.
Самокритичная картинка со стены Дениса Поздеева, 2015 г.
Но убить ребенка?.. Кто и как подвел их к этой воистину сатанинской мысли? Сатана оказался не лох.
По словам Дениса Поздеева, он зарезал мальчика, «чтобы заклинание сбылось». «Там надо было убить ребенка… маленького ребенка… чтобы заклинание сбылось», — бормочет Поздеев безумные слова. «И как, сбылось заклинание?», — интересуется оперативник. «Нет», — обреченнно выдыхает убийца.
Заклинание «про вечную жизнь» — «вечная жизнь близким и богатая жизнь себе» — Поздеев якобы прочитал в некоей «книжке», приобретенной в местном книжном. Название «книжки» он не сообщил. Магазин, разумеется, проверили — ничего, кроме канцелярских принадлежностей, в нем не оказалось.
Весьма вероятно, Поздеев сказал неправду. Не было никакой необходимости тратиться на печатные издания. Привлекшие его внимание заклинания в изобилии — и совершенно бесплатно — представлены в тематических пабликах вКонтакте. Сотни сатанистских и околосатанистских сообществ, имеющие в общей сложности до миллиона и более подписчиков, в режиме нон-стоп формируют глобальный инфернальный ландшафт, в который погружается все больше молодых и не таких уж молодых людей обоего пола.
Сатанистские паблики, мемы, песни и группы все чаще мелькают на страницах молодежи и подростков, увлеченных тематикой «школьных расстрелов», «колумбайном» и росляковщиной.
Хозяин этой страницы поражает разносторонними интересами: среди них и школьные расстрелы, и керченский убийца Владислав Росляков, и фашизм, и сатанизм…
Подписки еще одного поклонника керченского стрелка Владислава Рослякова: сатанизм, атеизм, маньяки и серийные убийцы
Зачастую это сочетается с болезненным интересом к сообществам, формирующим привлекательный образ маньяков и серийных убийц, подробно информирующим об обстоятельствах совершенных ими преступлений — по-видимому, для того, чтобы последователям Теда Банди и Анатолия Чикатило не пришлось изобретать велосипед.
И здесь — резня в детском саду…
Сатана существует, но не в том виде, в каком его представляет себе большинство людей, не в виде существа с рогами и копытами. Сатана — архетип, символизирующий изменение: Обвинитель, Еретик, который отказывается поклоняться и служить кому-либо, даже называющему себя богом. Сатана — образ, существующий вне времени и пространства. С ним невозможно общаться в обычном человеческом понимании, но можно стать подобным ему.
Сатанизм понимается сатанистами как свой особый оккультный путь к особой цели. Сатанистский путь называется также Темным путем или Путем Левой Руки. Он включает в себя также особый сатанистский образ жизни. Цель сатанизма — изменение хода эволюции человека и истории человеческого общества, создание нового типа человеческой личности и цивилизации людей нового типа.
Из статьи «Сатанинская клевета», опубликованной пабликом AVE LUCIFER 1 ноября 2019 г. Здесь указано все, что нужно знать о сатанизме.
В том же паблике на днях было опубликовано и Наставление о совершении кровавых обрядов, где подробно расписано, как выбрать ритуальный нож и жертвенное животное, каковы способы фиксации жертвы и т.д. «Сакрально в жертву годится любое теплокровное животное — от голубя до человека», — констатируется в тексте, актор которого переживает, что «сейчас мы все живем в правовом государстве и должны уважать установленные в нем законы — хотя бы затем, чтобы не окончить свои дни в местах не столь отдаленных».
В том же документе приводится и текст сатанистского ритуала, читаемого при совершении жертвоприношения. Поразительно, но подобные материалы публикуются открыто, доступны всем желающим (аудитория конкретно этого паблика — почти 34 тысячи подписчиков) и не имеют хотя бы формального ограничения по возрасту. На данный момент среди подписчиков AVE LUCIFER — как минимум 2688 несовершеннолетних. Считаем по всем пабликам — получаем десятки тысяч одних только подростков (напомним, Айметдинова, Синицкий и Поздеев давно вышли из этого возраста!), изучающих сатанистские ритуалы, слушающих сатанистскую музыку, репостящих сатанистские мемы вперемешку с суицидально-депрессивными и агрессивными постами. Сатанизм, депрессия и суицид идут рука об руку едва ли не чаще, чем сатанизм и агрессия. Недавний случай в Казани — печальный тому пример.
Казань: «Может быть, теперь сатана будет править у нас в городе?»
Пятнадцатилетняя Мария Игнарина сама свела счеты с жизнью. Причину трагедии ищут и в отношениях девушки с матерью, и в школьной травле, которой якобы подвергалась Мария, и в ранней потере отца (он погиб при крушении теплохода «Булгария»). Не отрицая возможной значимости этих факторов, отметим то, что бросается в глаза: подросток плотно сидел в депрессивно-околосуицидальных и околосатанистских пабликах, разбавленных кровавым и гомосексуальным аниме, и в последние месяцы — исключительно в них.
Подписки Марии Игнариной, первая и вторая страницы
Селфхарм и бодимодификации, фанфики по «Темному дворецкому» (сюжет этого популярного в определенных кругах аниме — союз молодого человека и демона), а также инфернальные клоуны-убийцы дополняют картину явного ментального неблагополучия. Как и альбом под названием «мертвое».
Упомянутый альбом, 2018 г.
Несмотря на то, что девушка вела страницы вКонтакте под своим настоящим именем и они не были закрыты, родственники, сверстники, классный руководитель и психолог центра образования №178, в котором она училась, почему-то предпочли этого не видеть. Если же и видели, то ничего не предприняли. Не осознавали опасности подобного контента?..
Мать погибшей утверждает, что скандалов в семье не было. Финансовое положение было хорошим. Мария готовилась к поступлению в медколледж, училась на четверки и пятерки, добилась существенных успехов в борьбе с лишним весом, однако в последнее время у нее часто менялось настроение.
Из любимого паблика Марии
«Что же касается побега Марии из дома, то мама считает, что девочка не могла решиться на это сама — ей кто-то помог, подсказал, — пишет местное издание. — Но вот кто — так никогда уже и не станет ясным. При этом женщина не верит в версию, что ее дочь, сбежав, неделю пряталась по подъездам». В это действительно сложно поверить, учитывая, что Игнарина ушла в домашней одежде, без денег и документов. Ясно одно — эту неделю она провела явно не в монастыре.
Из любимого паблика Марии. Я — антихрист, — писала о себе Виктория Айметдинова
Как будто стремясь лишний раз упрочить славу Хеллоуина как сатанистского праздника, в ночь с 1 на 2 ноября казанский Lounge-bar The Snob, расположенный в самом центре города, на Кремлевской набережной, провел «Бал сатаны» (изначальное название мероприятия; после первого анонса, вызвавшего бурю обсуждений, действо было переименовано в хэллоуиновскую ночь по мотивам романа «Мастер и Маргарита»). «В ночь Halloween 2019 мы устраиваем бал Сатаны! Ночь великого искусителя, продажи душ и коварность. Все самое жуткое и мистическое придется на один день, и да прибудет с нами сила не вляпаться в неприятности», — говорилось в опубликованной в Instagram афише мероприятия.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан однозначно осудил подобные акции. «Для религиозного человека это (упоминание сатаны — прим.) означает вершину безнравственности и бесчеловечности, для человека светского — просто является ругательным словом. В любом случае это слово несет в себе мощный негативный заряд, ощущаемый практически всеми. Так неужели теперь что-то изменилось? Может быть, теперь сатана будет править у нас в городе? Или в республике? — заявил он «БИЗНЕС Online». — Сегодня — бал, а завтра что же — жертвоприношения будут совершаться в честь того, кого на Руси всегда называли врагом рода человеческого?».
«Я бы хотел обратиться к общественности: «Друзья, а что же мы молчим? Представьте себе, что ваши дети пойдут по пути сатанизма? Вы же будете плакать первыми! Православных защитит Господь, мусульман — Всевышний Аллах, а вас кто защитит?» Нет, не может сатана править бал в древней Казани. Мы, люди верующие — и православные, и мусульмане — не приемлем сатану», — констатировал владыка Феофан.
Между тем, еще 15 мая 2019 г. на выездном совещании в Саратове (где последнее время также творится очень много нехорошего) секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что вовлечение российской молодежи в сатанинские культы необходимо жестко пресекать. По его словам, «следует жестко пресекать попытки вовлечения несовершеннолетних, в том числе фанатских групп, в незаконные публичные мероприятия, а также деструктивные организации, включая религиозные организации, тоталитарные секты, исповедующие идеи неоязычества, оккультизма и сатанизма». Глава Совбеза подчеркнул необходимость налаживания системы обмена информацией между органами профилактики и создания площадок, на которых подростки смогли бы реализовать свой потенциал, в первую очередь, спортивных центров и мест интеллектуального досуга.
Однако околосатанистских пабликов и их подписчиков становится только больше. Сатанистские идеи трансформируются, органично вплетаясь в ткань активно транслируемой сотнями пабликов вКонтакте эклектичной экстремистской идеологии, представляющей наибольшую опасность на сегодняшний день.
Как никогда актуален вопрос владыки Феофана: друзья, а что же мы молчим?..