Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст.
Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что время книг заканчивается, и книги уже не нужны, дайте им этот текст.
Если у вас есть друзья, которые говорят, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст.
Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст.
Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост: сколько камер им понадобится, сколько будет заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать всё это легко, используя алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних детей НЕ ЛЮБИТ читать.
Оказалось, что БОЛЬШАЯ часть таких детей легко подвержены влиянию ПЛОХОГО, совершенно не разбираются в жизни и НЕ ПОНИМАЮТ главное: что такое ДОБРО, и что такое ЗЛО.
Вот почему большинство таких детей плохо учатся и не хотят учиться, попадают в плохие кампании, а в последствии, совершая преступления, и в тюрьмы.
Также оказалось, что читают и хорошо учатся в школе только те дети, родители которых много читают, многое знают и уделяют воспитанию детей важное внимание.
Хорошо воспитанные и развитые люди читают художественную литературу.
У художественной литературы есть два назначения:
• Чтение развивает в человеке любознательность. Это очень важное качество, которое дает человеку возможность познавать мир, людей, новые знания. Без этого человек не может стать развитой личностью.
Жажда узнать, что случится дальше, желание перевернуть страницу заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы становитесь на путь к постоянному чтению.
Простейший способ вырастить грамотных, хорошо развитых, умных детей — это научить их читать и показать, что чтение не только приятное развлечение, но и мощнейший фактор развития личности человека.
Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.
Литература бывает разная, и хорошая и плохая. Важно научить детей читать только хорошую, полезную, развивающую литературу, которая принесет им много пользы.
Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. И не у всех одинаковый с вами вкус.
• И вторая вещь, которую делает художественная литература: она развивает внутренний Мир человека, развивает его воображение, учит его мечтать, думать и делать выводы.
А главное, развитие внутреннего Мира раскрывает в человеке Творческие способности, и тогда человек многого достигает в своей жизни.
Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми, и потому просмотр телепередач и фильмов практически не развивает людей.
Людей развивает только чтение хороших книг.
Когда вы читаете книги, происходит развитие вашего внутреннего мира, используя воображение, вы создаёте особый мир, вы внимательно изучаете его. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Так книги нас развивают и меняют.
В 2007 году я был в Китае, на первом конвенте по научной Фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?
— Все просто, — сказал он мне.
Китайцы умели создавать великолепные вещи, если им приносили готовые схемы. Но они ничего сами ее улучшали и не придумывали. Они не могли изобретать и придумывать что-то НОВОЕ. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих.
И обнаружили, что те читали в детстве много сказок, а когда подросли — читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками. То есть, у них от чтения сказок и научной фантастики развивалось Творческое воображение, чего не было у китайцев.
Дети, любившие читать сказки и фантастику, умели думать и придумывать новое.
Верный способ разрушить любовь к чтению — это когда родители равнодушны к книгам. Не читают детям книги. Не покупают самых интересных детских книг для детей.
Когда родители считают чтение книг пустым занятием, тогда их дети вырастают ограниченными, неразвитыми людьми, которые будут неспособны на большие дела.
Даже говорят так: люди, читающие книги, будут управлять теми людьми, которые книг не читают.
И это действительно так, хоть многим это и не нравится. Мне повезло. Мои родители любили читать и приучили и меня к чтению. Когда я рос, у меня была хорошая районная библиотека. Я всегда мог убедить родителей забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул.
Библиотеки — это возможность к Самообразованию и к Саморазвитию. Очень много людей закончили свои университеты и получили высшее образование в библиотеках и стали выдающимися людьми: писателями, учёными, крупными руководителями, политическими деятелями.
Информация всегда была ценной вещью, которая помогала людям в жизни. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило.
Книги — это возможность учиться и перенимать жизненный опыт и знания многих великих людей, живших столетия назад, тех, кого больше нет с нами. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость, а это означает, что вы ограниченный человек.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые им интересны. Делать чтение вслух моментом общения, дружбы с детьми и возможностью их обучения жизненной мудрости, которая позволит им спокойно жить в нашем непростом мире.
Литература – это удивительный мир знаний. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться.
Все мы, взрослые и дети, писатели и читатели, должны мечтать. Мы должны выдумывать. Многие из людей ошибочно считают, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность — меньше чем ничто, как атом в стене.
Но правда жизни состоит в том, что именно личности меняют мир, именно личности творят и создают будущее.
Только личности видят и понимают несовершенство этого мира и стремятся сделать его лучше!
И книги помогают людям стать Личностями!
Посмотрите вокруг. Вот оно: все, что вы видите, вокруг, включая стены в доме, было в кем-то придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать телефон, чтобы я мог общаться с друзьями. Эта комната и все вещи в ней, все здания в этом городе существуют только потому, что люди что-то придумывают.
Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок.
Он понимал великую ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут мечтать, придумывать что-то новое и понимать.
Священник Петр Гурьянов